Житие свщмч. Михаила Кобозева (Благиевского)

Родился Михаил Иванович Кобозев 25 января / 4 февраля 1874 года в семье диакона Преображенской церкви села Спас-Леоновщина Егорьевского уезда Московской губернии. Крещен был 5 февраля того же года.

О жизненном пути отца Михаила сухими строками анкетных данных говорит «Ведомость о церкви Вознесения Господня в городе Раненбурге за 1915 год», хранящаяся в Рязанском областном архиве. Как и для большинства детей священнослужителей, дальнейшая жизненная перспектива Михаила была практически предопределена. Его ожидало духовное поприще. В 1892 году он окончил полный курс Скопинского духовного училища с правом поступления в Рязанскую духовную семинарию. Однако учёбе Михаил Иванович предпочёл практическую деятельность. Два года он был практикантом при церковно-приходской школе села Дымова Скопинского уезда. В 1894 году М. И. Кобозев получил свидетельство о звании учителя начальной школы. Свою педагогическую деятельность Михаил Иванович начал в приходской школе села Мурзинка Скопинского уезда Рязанской губернии. В 1897 году он обучался на церковно-учительских певческих курсах, которые закончил очень успешно, о чём имел соответствующее свидетельство.

В 1898 году начинается новый этап в жизни Михаила Кобозева. С этого времени его судьба была связана с Раненбургской землей. Михаил Иванович заключил брак и обвенчался с девицей Софией Николаевной.

14 июня 1898 года епископом Рязанским и Зарайским Мелетием, он был рукоположен во диакона к Духовской церкви села Благие Раненбургского уезда Рязанской губернии. 12 лет он прилежно нес диаконское послушание на своем первом приходе. В то же время, отец Михаил с 1904 по 1910 годы, как и многие священники, преподавал детям Закон Божий в Бахметьевско-Благовской церковно-приходской школе.

22 июля 1910 году отец Михаил был перемещён диаконом в Раненбургскую Вознесенскую церковь. Большая семья Кобозевых переезжает в уездный город Раненбург. В то время у Михаила Ивановича и Софии Николаевны было шесть детей, старшие – сыновья Николай и Иван, и дочери – Вера, Антонина, Капитолина и Анна. Уже в Раненбурге в 1915 году в семье Кобозевых родился ещё один сын – Михаил. Они поселяются в небольшом доме на Площадной улице (ныне это улица Калинина и на доме в котором проживала семья о. Михаила установлена памятная доска). Информация о семье Кобозевых весьма скупа. В «Ведомости о Вознесенской церкви…» в графе «Сведения о поведении священнослужителей с их семействами» об отце Михаиле сделана краткая, но очень ёмкая запись: «Весьма прехорошего».

Продолжается в Раненбурге и педагогическая деятельность Михаила Кобозева. С 1 октября 1913 года он утверждён в должности законоучителя пригородной Лучинской земской школы.

Всего 22 года отец Михаил прослужил диаконом в Вознесенской Церкви г. Раненбурга.

1917 год стал переломным в судьбе России. С небывалой силой обрушились гонения на Русскую Православную Церковь после октябрьского переворота. В этих условиях отец Михаил пытается сплотить верующих вокруг Православной Церкви. В семейном архиве внучки отца Михаила Т. М. Чубановой сохранился проект создания культурно-религиозной общины при Вознесенском храме. Кроме религиозного просвещения жителей города и его окрестностей, одной из главных целей, по мнению отца Михаила, для создаваемой общины должна стать «благотворительность на братских христианских добровольных началах». Следующая важнейшая задача: община «вообще содействует духовно-нравственному оздоровлению окружающей жизни (борьба с хулиганством и нравственной распущенностью, охрана детства и материнства)». На обратной стороне листа – список прихожан – раненбуржцев, которые, как считал отец Михаил, имели влияние на общественное мнение и могли бы принять активное участие в работе общины. Время не пощадило этот документ, и, к великому сожалению, имена и фамилии читаются лишь отрывками… Неизвестно, удалось ли воплотить эту идею в жизнь, хотя с уверенностью можно сказать, что в 20-30-е годы подобные попытки властью пресекались в зародыше. Натиск на Русскую Православную Церковь усиливался год от года. Ужесточались налоги, изымалось церковное имущество, закрывались и разрушались храмы. Первой жертвой богоборчества в Раненбурге стала именно Вознесенская церковь, где служил отец Михаил. В здании напротив, размещался уездный комитет большевиков, и соседство с храмом власти посчитали невозможным. Церковь была закрыта.
В 1932 году архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский), впоследствии также ставший священномучеником, рукоположил его диакона Михаила во священника к Духовской церкви села Благие, по новому административному делению, уже Новодеревенского района Рязанской области.

За усердное и многолетнее служение Церкви Христовой, ко дню святой Пасхи 1933 года священник Михаил Кобозев был возведен в сан протоиерея, с возложением на него золотого наперсного креста. Об этом свидетельствует хранящаяся у внука отца Михаила справка, за подписью архиепископа Рязанского и Шацкого Иувеналия от 11 июня 1933 года.

Лавина массовых репрессий пришлась на 1937 год. 26 октября были арестованы восемь священнослужителей Новодеревенского района Рязанской области, во главе с благочинным протоиереем Павлом Лицентовым и заключены в Ряжскую тюрьму. Среди них был и протоиерей Михаил Кобозев. Их обвинили в создании контрреволюционной организации. Поводом для ареста послужило то, что все священники соседних приходов, 1 июля в престольный праздник прибыли в село Зимарово для поклонения чудотворной Боголюбско – Зимаровской иконе Божией Матери.

Непосредственно отца Михаила обвинили в том, что он «…проводил антисоветскую и контрреволюционную деятельность, направленную на срыв всех проводимых мероприятий и озлобление колхозников против существующего советского строя». По распространённой практике того времени обвинение строилось на доносах. Естественно, что люди шли в храм не только с духовными нуждами, но и с заботами житейскими. И, конечно же, в присутствии прихожан священник высказывал своё мнение по различным вопросам. Оказалось, то, что знали прихожане, знали и сотрудники НКВД. Так, в следственном деле со слов одного из «сочувствующих власти» прихожан записано, что отец Михаил говорил: «Большевики живут только на обмане, расстреливают своих братьев, которые вместе с ними работали, а в Писании Божием так и сказано, что настанут времена: друг друга будут продавать, и брат будет стрелять брата, говорить будет ничего нельзя, так как камень, и тот будет предавать…» Слова оказались пророческими и для самого говорившего…

Святейший Патриарх Тихон обличал то время: «Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертию, часто без всякого следствия и суда… Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чём не винных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределённой «контрреволюционности».

Участь арестованных священнослужителей была предопределена заранее. Следствие было лишь формальностью, его вели только для того, чтобы соблюсти внешний ритуал и затем привлечь священников к уголовной ответственности. Интересен факт, на который обратил внимание внук отца Михаила – Н. Н. Кобзев – в следственном деле в «Анкете арестованного» в графе «Состав семьи» нет упоминания об одной из дочерей – Анне. По словам Николая Николаевича, Анна Михайловна в то время жила не в Раненбурге, и, зная о грозящей его семье опасности, отец Михаил таким образом пытался отвести беду хотя бы от младшей из дочерей, всеобщей любимицы Анны.

Следователь, проводивший допросы, настойчиво требовал от отца Михаила признательных показаний против себя и других священников. Отец Михаил вёл себя достойно. Он прекрасно понимал, что одним неосторожным словом может погубить своих собратьев. Отец Михаил Кобозев в своих ответах неоднократно опровергал все обвинения следствия.

Следствие велось с удивительной быстротой, на все юридические процедуры работникам НКВД понадобилось чуть более месяца. Вскоре было вынесено обвинительное заключение. В начале декабря 1937 года решением «тройки» при УНКВД по Рязанской области протоиерей Михаил Кобозев был приговорён к расстрелу.

Страница 146 следственного дела. Три машинописных бланка с канцелярски-невзрачными заголовками «Выписка из акта», в которых «для скорости» необходимо вписать лишь фамилию и дату. В последнем из них четыре строки: «Постановление Тройки УНКВД по РО от 6/XII 1937 г. в отношении Кобызева Михаила Ивановича приведено в исполнение 23/XII 1937 г. в «…» часов. Подписи…» Приговор был приведён в исполнение в тюрьме города Ряжска 23 декабря 1937 года. Место захоронения отца Михаила неизвестно. Вероятно это братская могила, где то неподалеку от обозначенной тюрьмы.

В отношении семьи священника репрессивная машина «дала сбой». По счастливому стечению обстоятельств Кобозевы избежали ареста или высылки. Видимо, сказалось то, что протоиерей Михаил Кобозев служил в Рязанской области, а семья жила в Раненбурге, который тогда входил в состав Воронежской области. Долгое время семья ничего не знала о судьбе отца Михаила. Его супруга Софья Николаевна до своей кончины в 1956 году ходила в единственную действующую в Чаплыгинском районе кривополянскую церковь Михаила Архангела и молилась за здравие супруга.

Старший сын отца Михаила – Николай в 30-е служил в Красной Армии, учитель по специальности, он занимался ликбезом среди красноармейцев. В день ареста Николай Михайлович был вызван к отцу и как представитель власти присутствовал при аресте. Это было для него страшным потрясением. Николай Кобозев, уволившись из армии, продолжил педагогическую работу.

Три сестры Николая Кобозева – Вера, Антонина и Анна – также избрали себе педагогическое поприще. Две старшие работали учителями в Чаплыгинском и Лев-Толстовском районах, младшая – воспитателем детского сада в Москве.

Позднее все осужденные священнослужители, арестованные вместе с о. Михаилом были реабилитированы за полным отсутствием состава преступления. Протоиерей Михаил Кобозев реабилитирован по заключению Прокуратуры Рязанской области от 19 сентября 1989 года.

Ныне Православная Церковь чтит многих мучеников, безвинно пострадавших за веру в ХХ веке. Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2005 года протоиерей Михаил Иванович Кобозев был причислен к Собору новомученников и исповедников Российских 20 века под именем Михаил Благиевский.