Записки паломника. Рассказ восьмой. Горненский монастырь. Встреча с Небом

Тянется, тянется душа к горнему, высокому. Тянется вырваться из оков мира сего, освободиться от тягот и лишений. Стремимся, бежим и никак не можем достичь, ибо забота мира сего вдруг станет перед нами стеной непреодолимой, высокой, непробиваемой. И плачем, и стенаем, и ищем возможность преодолеть это стену, и просим Господа: «Помоги!». И если упорствуем в крике – слышит нас Господь!

В Горний мы прибыли рано утром в среду перед праздником Благовещения. В храме свершалась Литургия Преждеосвященных даров. После путешествий по земле Израильской и Палестине попали мы в родной дом. Все родное: архитектура храма, пение, церковная лавка. Все близко сердцу. Матушка игумения Георгия (Щукина) – старица, молится на игуменском месте. Тихо подходим под благословение, чтоб не нарушить чин службы. Матушку знает мой духовник. Передаю ей поклон от батюшки и скромные дары. Она рада. Вспоминает, как выручил ее мой духовный отец, когда приехали в монастырь крестины, а у них не оказалось мира. И тогда батюшка, который всегда и везде возит с собой служебный чемоданчик со всем необходимым для совершения таинств, подарил монастырю маленькую бутылочку с миром из крестильного набора. Она тоже делает мне подарок – икону Иерусалимской Божией Матери и просит передать поклон батюшке. Просит: «пройдите в алтарь, облачитесь, много исповедников, а священник один». Не могу ослушаться. С радостью спешу исполнить послушание, которое получил от старицы на Святой Земле. Народу действительно много. И таких искренних и полных исповедей я не слышал нигде. Казалось, что люди специально едут сюда, на Святую Землю, чтоб очиститься от всего того тяжкого и страшного, что их тяготило на родине. Я не услышал ни одной рутинной исповеди: «не читала правила, ленилась, неправильно крестилась и т.д.» Я слышал плач души о совершенном грехе и видел искренние слезы покаяния. И даже англичанка, исповедь которой я с трудом понимал из-за недостаточного знания языка, была так искренна, что даже язык не стал барьером для принятия покаяния. Моя группа давно ушла по монастырю, а я пропустил всю экскурсию, потому что не смог сойти с места, пока не принял последнего кающегося. И впервые с тех пор, как я в первый раз исповедовался юношей, для меня, уже как для священника, именно здесь открылось величие Таинства Покаяния. Таинства, в котором участвует лишь человек и Спаситель, священник же «токмо свидетель есть». А в соборе пели «Да исправится молитва моя…» Пели сестры обители. Все стояли на коленях, даже маленькие дети молчали, а в лучах утреннего солнца, которые пробивались через окна и падали разноцветными кругами на пол храма, кружились пылинки. «И были мы не то на небе, не то на земле!» Единение мира Небесного и земного было в этом месте и в это время. И все мы составляли единое Тело Христа.
Очнулся я уже после службы, когда, попрощавшись с матушкой, вышел из храма. И так не хотелось покидать это место, что еще долго я смотрел в окошко автобуса, стараясь разглядеть вдалеке хотя бы маковку Горненской обители…
Ну а теперь немного истории. Селение Эйн-Керем, что значит «виноградный источник», так называемый «Град Иудов», сейчас находится на окраине Иерусалима. Ранее это был отдельный городок. Именно сюда, по преданию, пришла Пречистая Дева к родителям пророка Иоанна, а вернее, к праведной Елисавете, после Благовещения, здесь и пробыла три месяца. Местность здесь очень красивая и вокруг самого большого Русского монастыря на Святой земле – цветущие холмы, усеянные громадными соснами и различными восточными растениями, из которых я признал только алоэ. В этом месте, которое связано с рождеством Иоанна Предтечи, начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1871 году приобрел участок земли. Далось ему это нелегко, потому что на эту землю претендовали французские католики. Первым делом отец Антонин отстроил небольшой храм в византийском стиле в честь Казанской иконы Богородицы. Он же до сих пор

является главной святыней монастыря, несмотря на то, что уже отстроен огромный собор в честь всех святых, в земле Российской просиявших. Первые сестры монастыря набирались из пожилых русских женщин, которые много потрудились для Святой Земли и, овдовев и вырастив детей, желали тут поселиться и завершить последние дни. По уставу общины, они могли построить себе дом на монастырской земле, который переходил монастырю после их кончины. Каждая женщина вела свое хозяйство, их объединяли только совместная молитва в храме и трапезы. Подчинялась община непосредственно архимандриту Антонину.
В Горненском монастыре существует праздник, который не отмечается более нигде и который вы не найдете ни в одном церковном календаре. Это праздник Целования (праздник Встречи) – так называемый праздник Встречи Пресвятой Девы и Елисаветы, которая и произошла на месте основания монастыря. Был он установлен особым решением Святейшего Синода в 1883 году.
На третий день после праздника Благовещения из Троицкого собора Миссии крестным ходом несут икону Благовещения в Горний. Тут происходит ее торжественная встреча, и в течение трех месяцев икона присутствует на игуменском месте монастыря, в память о трехмесячном пребывании Богородицы в Горнем. В это время игуменией монастыря является Сама Богородица.
Небезынтересно и само строительство храма Всех Русских Святых. Дело в том, что по закону Израиля после 1948 года (год основания государства Израиль) на его территории не разрешено строить христианских храмов. Разрешено лишь восстанавливать и реставрировать старые. Однако собору повезло. Его строительство началось еще в начале 20 столетия, но из-за Первой мировой войны было заброшено. И начатая постройка простояла в руинах до 90-х годов 20 века. К 150-илетию Русской Духовной Миссии, когда восстановились русско-израильские дипломатические отношения, удалось добиться и возрождения стройки. Собор был освящен Святейшим Патриархом Алексием II в 2007 году, и монастырь непосредственно вошел в подчинение Русской Православной Церкви, что тоже по себе чудо, ибо все православные монастыри и храмы, находящиеся на Святой Земле, кроме русских, подчиняются Иерусалимскому Патриарху и им же освящаются.
В настоящее время в монастыре восемьдесят насельниц родом из России и Украины. Особо хочется сказать несколько слов о матушке игумении. Матушка Георгия (Щукина) – ровесница почившего Патриарха Алексия, большую часть своего монашеского подвига провела в Пюхтицком монастыре в Эстонии. В 80-е годы восстанавливала женский монастырь на Карповке в Петербурге. В 1991 году Святейший Патриарх назначил матушку игуменией в Горненский монастырь, который возрождался к новой жизни. В это время восстановились дипломатические отношения между Россией и Израилем и в Святую Землю потянулись паломники из бывшего Советского Союза. Патриарх Алексий, назначая матушку, сказал: «Поезжайте тута хотя бы на два месяца». Эти два месяца растянулись на жизнь… Жизнь , которая посвящена единственно необходимой всякому человеку Встрече.

x

Смотрите также

Покровский Хотьков монастырь

Расписание паломнических поездок на апрель 2024 года

Оптина Пустынь – Клыково Введенская Оптина пустынь – Спаса Нерукотворного пустынь   17 – 18 апреля (среда – четверг) пожертвование 3 500 руб.   ...