Всенощное бдение в Петропавловской пустыни

В канун Недели 5-й по Пятидесятнице и дня чествования святых славных и всехвальных Первоверховных апостолов Петра и Павла Преосвященнейший епископ Елецкий и Лебедянский Максим совершил Всенощное бдение в Петропавловской Раненбургской пустыни.

Хлебом с солью и букетом цветов Владыку встречал игумен монастыря Тихон (Пронников).

Его Преосвященству сослужили игумен Тихон (Пронников), благочинный Чаплыгинского церковного округа иерей Артемий Мишин, клирики благочиния и монашествующие обители в священном сане.

Песнопения исполнял хор под управлением регента Полукаровой Н.Г.

Многие прихожане пришли на богослужение, чтобы молитвенно прославить святых апостолов.

На вечерне, по случаю престольного праздника, был совершен чин литии с освящением хлебов.

Канон утрени читали протоиерей Стахий Солодков и иерей Артемий Мишин.

По окончании богослужения Владыка преподал всем свое архипастырское благословение.

Справка:

В феврале 1703 г. за победу над шведами при взятии крепости Нотебург (орешек), Петр I подарил своему другу и любимому сподвижнику Меньшикову Александру Даниловичу село Слободское Рязанской губернии. Сам устроил там крепость и крепостные валы и переименовал с. Слободское в г. Раненбург (Ораниенбаум).

По одному из бытующих в народе преданий, Петропавловская пустынь возникла на том самом месте, где на Большой Посольской дороге, к северу от крепости Раненбург, на царя Петра Алексеевича совершили нападение местные разбойники.

5 июня 1711 года князь А.Д. Меньшиков испрашивает у митрополита Рязанского Стефана Яворского – будущего первого президента Священного Синода, благословение на устроение на месте спасения своего покровителя, в дубовой чаще в 2,5 верстах от г. Раненбурга – Раненбургской Петропавловской пустыни «для богомолья о здравии Царского Величества и для поминовения родителей» самого князя. 30 июня 1711 г. разрешительная грамота была получена. А 28 июля 1712 г. освящен первый деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла – небесных покровителей Петра Великого, с пределами во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и благоверного князя Александра Невского. Храм построен на средства князя А.Д. Меньшикова. Подарок приурочен к юбилею Петра I – царь праздновал сороколетие. В этот период к обители приписано 12 монашествующих и иеромонах Тихон.

Растроганный вниманием друга, царь всея Руси подарил Петропавловской Пустыни часть своей библиотеки, дорогостоящую посуду из Московского Кремля, а так же передал монастырю две иконы в одной раме, с изображением на одной апостола Петра и на другой апостола Павла в медных позлащенных ризах каждая с надписью на одной из них «Прислано Петру Первому от Папы Римского Климента ХI». В монастыре так же хранился вызолоченный крест со святыми мощами, частицами ризы Господней, Древа Гроба Господня, частью ризы Пресвятой Богородицы – подарок князя Меньшикова. Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери – одно из неоценимых сокровищ монастыря – подарок сестер А.П. и Е.П. Буниных. Икона прославилась многими чудесами и исцелениями. Она была покровительницей Раненбурга при холере 1871 года.

В 1728 г. А. Д. Меньшиков попал в опалу. Он был лишен всех своих заслуг и почестей и сослан в Сибирь в г. Берцов со своим семейством, первоначально побыв узником Раненбургской крепости. Пустынь содержалась на средства князя. Лишившись своего покровителя, она долгое время пребывала в скудости, которая не покидала пустынь многие десятки лет.

Двести с лишним лет продолжалось строительство монастыря. Особенно активно оно велось при иеромонахе Авраамии, управляющем пустынью 17 лет. На месте деревянных церквей вознеслись великолепные каменные соборы, а на месте густой дубравы разместился монастырский городок. Строительство совершалось на доброхотные пожертвования, но и значительную роль играли собственные доходы обители, регулярно получаемые братией от хозяйственной деятельности. За постоянными хлопотами по строительству и благоукрашению обители, иеромонах Авраамий не забывал об учреждении в ней общежительного порядка. Слава о строгом иноческом образе жизни насельников пустыни распространилась далеко в округе. И Иларион Фомин – будущий известный подвижник веры и благочестия преподобный Иларион, затворник Троекуровский, пожелав вступить в монастырь, выбрал именно Петропавловскую пустынь. За время существования обители, в ней просияли своими иноческими добродетелями: иеросхимонах Мелхиседек, иеросхимонах Нафанаил, иеросхимонах Пиор, архимандрит Иреней (Центров) и другие.

Со всех уголков России шли в Петропавловскую пустынь паломники на поклонение чудотворной иконе Тихвинской Божией Матери, а также ища помощи и исцеления в водах святого Тихвинского источника.

Обитель достигла наибольшего расцвета к концу XVIII – началу XIX века. Все постройки пустынь имела каменные. В монастыре было четыре храма: — Пятиглавый двухпрестольный соборный храм первоверховных апостолов Петра и Павла и апостола и евангелиста Иоанна Богослова. — Церковь Успения Божией Матери. — Двухпрестольная теплая церковь во имя Иоанна Предтечи и святителя Николая. — Колокольня с храмом в честь святого благоверного князя Александра Невского на втором этаже. Монастырь окружала ограда протяженностью 563 метра с шестью башнями. Строения монастырские: каменные братские корпуса, ледник с квасоварней, 3 гостиных корпуса, кузница, мастерские, воскресная школа и др. В 1894-1895 гг. бывшим настоятелем пустыни Епископом Иустином (Полянским) на монастырской даче Денисовка устроен Элионский скит. Всей земли при обители 607 десятин 613 кв. сажени. На земле имелись 4 сада, две мельницы, пасека.

При монастыре была устроена церковно-приходская школа на 30 человек. Всей братии, приукаженной в монастыре — 34 человека, кроме того, до 100 человек приняты в обитель, впредь до усмотрения, на разные послушания.

Во время Первой Мировой войны в Петропавловской пустыни размещался лазарет для раненых воинов, служащие для ухода за больными назначены монастырем из числа монашествующих и послушников. 3 иеромонаха и 18 послушников записались в действующую армию добровольцами.

Революция 1917 года прервала славную историю обители. 29 июня 1925 года по решению Раненбургского уездного исполкома пустынь ликвидирована. Церкви разграблены, частично взорваны, медные колокола вывезены. Иконы уничтожались, драгоценная церковная утварь конфисковалась. Монахи разогнаны, многие из них были приговорены к различным срокам заключения в исправительно-трудовых лагерях. Монастырский Собор использовали для хранения зерна, церковь Успения Божией Матери – как клуб, монастырские кельи переоборудованы под гаражи и мастерские, ограду монастыря с башнями разобрали на кирпич для строительства цеха крахмального завода г. Чаплыгина. На месте Петропавловской пустыни возникло поселение при центральном отделении совхоза «Раненбургский» с присвоением ему наименования «Рощинский».

Но промыслом Божиим монастырю было уготовано возродиться буквально из пепла, чтобы вновь собрать в своих стенах жаждущих иноческого подвига. 19 декабря 1998 г. на сходе жителей поселка Рощинский было принято решение о создании церковного прихода во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла на месте порушенного монастыря. С этого началось восстановление обители, официально утвержденное решением Священного Синода от 6 октября 2003 г., которым приход был преобразован в Петропавловский мужской монастырь.

В декабре 2005 г. монастырю возвращена его главная святыня – Тихвинская икона Божией Матери, хранившаяся в советское время в Архангельской церкви с. Кривополянье.

Пресс-служба Елецкой епархии

x

Смотрите также

В Елецкой епархии почтили память преподобного Илариона Троекуровского

В день памяти 171-летия со дня кончины преподобного Илариона Троекуровского в Свято-Димитриевском Иларионовском женском монастыре села Троекурово была совершена праздничная Божественная литургия. Богослужение совершил Преосвященный епископ ...