В православной гимназии имени святителя Тихона Задонского прошла встреча епископа Максима с родителями гимназистов

В православной гимназии имени Тихона Задонского Преосвященнейший Максим, епископ Елецкий и Лебедянский встретился с родителями гимназистов. В своем обращении к ним епископ Максим произнес:  

Уважаемые родители, дорогие братья и сестры!

В первую очередь хочется поблагодарить всех присутствующих за желание и предпринятые труды поучаствовать в нашей сегодняшней встрече, и поздравить вас всех с Великим постом – Весной Духовной!

Что касается меня, то я всгда с большой и искренней радостью бываю в стенах нашей православной гимназии. Общение с воспитанниками и педагогами гимназии, – это всегда праздник. К сожалению, труды и заботы архиерейской жизни по большей части связаны с устроением церковного быта, в вопросах административного управления, хозяйства, урегулировании возникающих проблем пастырской дисциплины. Конечно, к этому служению нам дает силы богослужение, молитва. Но общение с детьми – это особое и волнительное событие. Особенно с детьми, чьи родители выбрали для них путь православного воспитания.

Нам, современному духовенству, известно, что этот выбор родителей – решение об обучении детей в православной гимназии, без преувеличения – подвиг. В нынешние времена, когда любое обращение к духовности, христианству, православию – уже вызов миру «лежащего во зле», по слову святого евангелиста Иоанна Богослова… Да, сейчас нет, слава Богу, государственных гонений. Но, тем не менее, каждый христианин, а особенно христианская семья, а в семье особенно дети ощущают огромное давление со стороны расцерковленной, антихристианской культуры, безнравственности. Ведь все родители хотят блага для своих детей. Но в чем состоит это благо? Как часто на исповеди нам, духовенству, приходится быть свидетелями запоздалого раскаяния родителей, их горя, слез и утрат! Как часто родители духовно, а часто и физически потерявшие своих детей в мирное время, говорят: Почему нам никто не говорил, не объяснял, что грех имеет такую колоссальную силу? И это не видно не только в явных случаях – наркомании, пьянстве, вовлеченность в преступную деятельность. А разве не столь пагубны, хотя никак не порицаются со стороны государственного закона блуд и разврат, которые разрушают семьи, оставляют детей сиротами, приводят к психическим болезням. А как ужасна духовная черствость, или увлечение стяжательством и погоней за материальными благами, которые заставляют забывать обо всем, даже о родственниках ? Да, все хотят блага своим детям, но часто благо это понимают, как возможность оградить детей от трудов, тягот и скорбей. Однако, праздность, вольготность, стали главным испытанием и главным источником подлинных бед.

Подвиг же родителей, выбравших для детей православное воспитание труден только вначале. Ибо в начале этого пути можно столкнуться с непониманием окружающих: мол, «зачем детей к церкви приучать, к молитве, к постам: сейчас иные времена?». Ведь немало тех, кто почитает хранение православного уклада, постов, посещение богослужений излишними заботами… Но мы с вами знаем, что это только внешнее утеснение нашей греховной свободы, что на самом деле это и есть благие бремена Господни, о которых Наш Спаситель говорил: «Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене…Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть. (Мф.11:30) Иго Господне благое и легкое именно оттого, что оно только вначале кажется трудным и неудобоисполнимым, но при исполнении Закона Божия мы и дети наши обретаем истинное благо.

Обучение и воспитание в православной гимназии имеет великие цели и задачи. Это и воспитание патриотизма, и семейных ценностей, и эстетическое развитие. Но главное – это воспитание чувство церковности. Потому что без освящения благодатью Божией все эти ценности временны и случайны. Все эти ценности без освящения благодатью Божией, Евангелием, которые сохраняются лишь в Церкви, легко переходят в свои греховные антиподы, разрушающие общество: патриотизм в шовинизм и экстремизм, семейственность в эгоизм и изоляционизм, любовь и понимание прекрасного в эстетство и имморализм. Поэтому самое основное в нашем православном воспитании – привить нашим детям любовь, уважение и послушание Церкви Божией. Посмотрите на пример сектантов: про них говорят – не пьют, не курят, имеют крепкие многодетные семьи. Но вряд ли эти внешне благочестивые примеры вызывают желание следовать им. Это внешне благочестие, бывшее характерным для наших старообрядцев не оставило вдохновляющих примеров в нашей истории. Именно потому сектанты столь малочисленны. Народ наш видит, нет на них благодати Божией, Духа Святого, пребывающего лишь в Церкви Православной. Да мы разные, можем по человеческой немощи ошибаться и заблуждаться, но мы имеем возможность исправления через освящение Божественными Таинствами. Да сейчас трудно и сложно, после стольких лет пренебрежения правдой Божией. Мы все как бы делаем лишь первые шаги. Но будем помнить, что шаги эти ведут к главной цели – воспитанию народа, пригодного для Царства Небесного. Этот мир говорит, что мы должны быть богатыми, здоровыми, преуспевать в материальных делах. Но Церковь и святые отцы говорят совершенно иное: лучше «приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих»

Безусловно, Господь знает, что мы имеем необходимость и в материальных благах . Но даже и подлинного экономического процветания мы сможем достичь лишь когда готовы всех себя посвятить Богу и его Церкви и даже жизнь отдать ради Бога. Именно эта решимость делала несокрушимыми наших предков для врагов и бед и нестроений. Это побуждало наших предков открывать новые земли, осваивать далекие регионы: Север, Сибирь. Казакам бесстрашно жить по сути дела на линии фронта по границам Руси. Мы много утратили в прежние годы, но ныне имеем цель восстановить. И имеем знания к этому. – Священное Писание, опыт Святых Отцов. Но кроме знаний необходимо живое участие, послушание Церкви Божией, ибо Церковь это единение. Но единение не ложное, как в партиях или сектантских сообществах, а единение в Истине, молитве и Таинствах. Православная гимназия великая возможность к исполнению этого и родителями и детьми и педагогами и и духовниками. И родителям в этом отводится особая роль. Наш святой молитвенник, покровитель и отец святитель Тихон Задонский так говорил об этом:“Возлюбленный христиане, умел ты своих детей родить, умей же их в добре воспитать, да истинный отец их будешь. Называешься отцом их по плоти, буди отец им по духу. Родил ты их к временной жизни, болезнуй и рождай их к вечной жизни, да тамо с ними Христу предстанеши и воззовеши: “се аз и дети яже дал ми еси Господи”.

x

Смотрите также

В Неделю Торжества Православия епископ Максим совершил Литургию в Вознесенском соборе

В первое воскресенье Великого поста, Неделю Торжества Православия, Преосвященнейший епископ Елецкий и Лебедянский Максим совершил Божественную литургию по чину святителя Василия Великого в Вознесенском ...