Икона новомученицы Александры Смольяниновой

В Косьмо-Дамиановском храме села Теплое освящена икона новомученицы Александры Смольяниновой

17 апреля 2016 года, в Неделю 5-ю Великого поста, в Косьмо-Дамиановском храме села Теплое, Лебедянского района состоялось освящение иконы новомученицы Александры Смольяниновой, уроженки этого села.

Икона новомученицы была написана впервые попечением настоятеля храма священника Димитрия Руснака.

Чин освящения иконы и молебное пение новомученице совершили протоиерей Николай Стаднюк, руководитель комиссии по канонизации святых Липецкой митрополии, и священник Димитрий Руснак. В храме молились потомки Александры Смольяниновой, жители села Теплое, преподаватели и воспитанники воскресной школы соседнего села Большое Попово. Дети из воскресной школы пропели тропарь новомученице: 

«Благочестно в законе Господни поживши, веру Православную сохранила еси и, терпением гонители Церкве Русския посрамивши, смерть за Христа прияла еси, мученице славная Александро, престолу Божию предстоящи, моли спастися душам нашим».

По завершении молебна протоиерей Николай Стаднюк поздравил прихожан с обретением новой святыни и рассказал о значении подвига новомучеников для современных христиан.

Николай Васильевич и Василий Васильевич Смольяниновы – внуки новомученицы Александры – рассказали собравшимся об испытаниях, выпавших на долю их семьи. Репрессиям была подвергнута не только сама новомученица, также за веру пострадали и ее дети – сын Василий и дочь Елена были арестованы и провели много лет в исправительно-трудовых лагерях. Оставшаяся на свободе Анна, жена Василия, с четырьмя маленькими детьми, была притесняема от местной власти как член семьи «врагов народа». А в 1942 году, вместе с другими верующими семьями из окрестных сел, Анна Смольянинова с детьми были высланы в Томскую область. В первый же год пребывания в ссылке, от тягот и лишений скончался младший из детей – младенец Степан, а позже и сама Анна. Старшей из осиротевших детей – дочери Татьяне – было тогда всего 10 лет.

В семье не знали о дальнейшей судьбе бабушки Александры, но всегда чувствовали ее незримую помощь. О том, что она причислена к лику новомучеников Церкви Русской, потомки узнали только в прошлом году. В мае 2015 года в храме села Теплое состоялась встреча с внучкой новомученицы – Татьяной Васильевной, которая передала фотографию своей бабушки.

Внуки новомученицы показали место в селе, где находился дом, в котором жила семья Смольяниновых. По их словам, это был небольшой домик, «в два оконца», покрытый соломой. Во дворе сохранился колодец, полный чистой и вкусной воды.

Косьмо-Дамиановский храм, с которым связана вся жизнь новомученицы Александры, в настоящее время возрождается. В нем совершаются регулярные службы. Понемногу приоткрывается история храма. В селе помнят имя последнего священника, служившего в Теплом почти двадцать лет перед закрытием храма в годы гонений – это отец Митрофан Романовский. В феврале 2016 года в храме состоялась встреча с его внуком – Виктором Тихоновичем Романовским, приехавшим из Москвы. Он рассказал о своих предках – династии священнослужителей Романовских, служивших в Липецком крае в XIX-XX веках, передал фотографии отца Митрофана с семьей и родными.

Прихожане теперь имеют возможность зримо прикоснуться к богатой истории своего храма – на стенде размещены фотографии новомученицы Александры Смольяниновой и ее детей, отца Митрофана Романовского с семьей.

Житие мученицы Александры Смольяниновой

Мученица Александра Михайловна Смольянинова родилась в 1883 году в селе Теплое Лебедянского уезда Тамбовской губернии (совр. Липецкая область) в благочестивой крестьянской семье Михаила и Пелагеи Васильевых. В возрасте 20 лет она была обвенчана с односельчанином Дмитрием Смольяниновым. В семье родились дети – дочь Елена и сын Василий. Дмитрий Смольянинов во время Первой Мировой войны был призван в армию и погиб во время боевых действий. Александра Михайловна больше замуж не выходила, тихо и скромно жила со своими детьми, в селе ее называли «солдаткой». Дом, в котором жила семья, был небольшой, «в два окна», крытый соломой. Жили крестьянским трудом. До революции семья имела землю, в хозяйстве были лошадь, корова, сельскохозяйственный инвентарь.

В семье Смольяниновых все хорошо пели. Подросшая дочь Елена Дмитриевна стала регентом церковного хора, который состоял из 30-ти человек. В хоре пела и сама Александра Михайловна.

Наступили годы гонений. Священник, который служил в Теплом почти двадцать лет – отец Митрофан Романовский, твердо противостоял обновленчеству. Осведомитель НКВД назвал его «настоящим закаленным тихоновцем». Известно также, что отец Вениамин Романовский, благочинный Лебедянского округа – брат отца Митрофана, был в близких отношениях с первым епископом Липецким Уаром, будущим священномучеником.

Крепко верующими были и братья Александры Михайловны. Они решили не вступать в колхоз. Таких называли тогда «единоличниками» и обкладывали так называемым твердым заданием. Семье Александры Михайловны оказалось не под силу выполнить такое задание, и в 1929 году все ее имущество было изъято, «осталась только изба».

В начале 30-х годов женился сын Василий, родилась внучка Татьяна. Вскоре Василию Дмитриевичу пришлось уехать на заработки в Москву, а его жена Анна осталась со свекровью. Елена Дмитриевна и Анна были портнихи – тем и жили, находя утешение в храме. В середине 30-х годов репрессиям подверглись братья Александры Михайловны – Илья Михайлович и Афанасий Михайлович Васильевы были осуждены на пять лет, а Феофан Михайлович был раскулачен. На сохранившейся семейной фотографии около 1936 года Александра Михайловна смотрит кротким, но, вместе с тем, скорбным взглядом.

В августе 1937 года арестовали отца Митрофана Романовского, а его матушку с младшими детьми выгнали из дома, в котором они жили с 1910 года. Всего в семье батюшки было девять человек детей. Формальным поводом для ареста был крестный ход в честь престольного праздника св. бесср. Косьмы и Дамиана 14 июля. С тех пор службы в храме прекратились.

Смольяниновы молились дома, поскольку службу знали хорошо. По воспоминаниям внучки, к Александре Михайловне часто приходила соседка Ульяна, и они, занимаясь рукоделием, пели псалмы и канты. Семья по-прежнему не платила налоги, не участвовала в переписи населения и выборах в Верховный Совет СССР. Многих знакомых верующих из окрестных сел начали арестовывать, но несмотря на это, Смольяниновы были верны своему избранному пути.

24 апреля 1939 года, вместе с другими верующими села Теплое, была арестована и Александра Михайловна Смольянинова, как «активная церковница». Ей было предъявлено обвинение в агитации против советской власти и проводимых мероприятий. На допросе она показала: «Я верую в Бога и в церковь, а советская власть закрывает церкви, поэтому я советской власти не признаю и законом ее подчиняться не буду… подчиняться советской власти я считаю за грех. Я только признаю Царя Небесного, Христа Небесного… мне до советской власти нет дела, я верую в Спасителя Бога и больше ничего не знаю». Александре Михайловне вынесли приговор – 10 лет заключения в исправительно-трудовом лагере. Вместе с другими верующими она была отправлена в женский лагерь, который находился в Акмолинском отделении Карлага НКВД.

В начале 1942 года Александра Михайловна Смольянинова была арестована в лагере вместе с 11-ю женщинами – заключенными. Они были обвинены в том, что, «отбывая меру наказания в Акмолинском отделении Карлага, будучи враждебно настроенными к советской власти на протяжении всего времени, начиная с июня 1941 года, поводили контрреволюционную деятельность среди заключенных, направленную против советского строя, были организаторами в проведении антисоветской агитации; прикрываясь религиозными убеждениями… С 3 июля 1941 г., будучи годными к физическому труду и обеспечены продуктами питания, не выходили на работу по день ареста. Виновными себя не признали, за исключением того, что они религиозные и проводили религиозные обряды».

20 апреля 1942 года судебная коллегия по уголовным делам Карагандинского областного суда приговорила Александру Смольянинову вместе с другими женщинами-заключенными к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение.

Архиерейский Собор Русской Православной церкви 2000 года причислил Александру Смольянинову к Собору новомучеников Церкви Русской. Вместе с ней мученическую кончину приняли Наталия Карих и Наталия Копытина, имена которых также входят в Собор Липецких святых. Память их совершается в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Антонина Чеснокова, член комиссии по канонизации святых Липецкой митрополии

ФОТО Антонины Чесноковой и Дарьи Шпаковой

x

Смотрите также

Божественная литургия в Георгиевском храме города Данкова

В день престольного праздника Преосвященнейший епископ Елецкий и Лебедянский Максим возглавил Литургию в храме великомученика Георгия Победоносца города Данкова. Владыку у входа в храм ...