В советское время Русская Православная Церковь была гонима, поэтому информация о сотнях священнослужителей, мужественно защищавших родину в Великую Отечественную войну, была очень скудной. В то же время, они защищали свою родину, которая, казалось бы, предала их и безжалостно уничтожала вплоть до войны. Один из них, отец Николай Шмарин, сын священномученика Уара, епископа Липецкого, по благословению своего родителя с юного возраста ставший священнослужителем в годы гонения на Церковь, и положивший свою жизнь «за други своя».
Иерей Николай Петрович Шмарин родился 31 января (13 февраля) 1906 года в селе Ново-Александровка Козловского уезда Тамбовской губернии (совр. село Новиково Староюрьевского района Тамбовской области) в семье диакона Петра Алексеевича Шмарина, будущего священномученика Уара, епископа Липецкого, и его супруги Клавдии Георгиевны. Отец Николая служил тогда в домовом храме мужской Иоанно-Богословской учительской школы, которая находилась в этом селе, а также трудился учителем в этой школе.
В 1910 году, после рукоположения диакона Петра в сан иерея, семья переехала в Финляндию. Отец Петр был определен настоятелем Крестовоздвиженской церкви, расположенной на острове Мантинсаари в Ладожском острове, недалеко от Валаама.
Николай воспитывался в дружной многодетной семье, у него были три брата и две сестры. По воспоминаниям потомков, отец Петр с прихожанами совершали паломничества на Валаам, нередко и у них дома гостили валаамские монахи. Отец Петр был человеком открытым, общительным и с каждым мог найти общий язык. В его доме всегда кто-нибудь жил, и за стол никогда не садились одной только своей семьей, но всегда были гости.
В 1915 году отца Петра переводят на материк, в Преображенский храм при станции Мустамяки (совр. поселок Яковлево Выборгского района Ленинградской области). Николай поступил в Выборгское реальное училище, здесь же в женской гимназии училась и его старшая сестра Мария. Закончить учебу им помешали революционные события 1917 года.
Они повлекли за собой отделение Финляндии от Росси в декабре 1917 года. Выборг и его окрестности стали приграничной территорией с преобладающим русским населением. Вспыхнула Гражданская война между белыми финскими частями и финскими красногвардейцами, звучали лозунги «Смерть русским!»
Отцу Петру Шмарину вместе с семьей удалось спешно покинуть Финляндию, полностью потеряв все имущество. Он отвез жену с детьми на родину в село Новую Ситовку Тамбовской губернии, а сам вернулся в Петроград.
Семью постигла новая беда – все дети заболели тифом, а когда выздоровели, то заболела Клавдия Георгиевна. Она с детства страдала сердечной болезнью, и на этот раз сердце не выдержало – болезнь развивалась стремительно и привела к смертельному исходу. Скончалась матушка Клавдия Георгиевна 10 апреля 1918 года. Шестеро детей остались без матери.
Вскоре к семье вернулся отец Петр. Его назначили настоятелем в храм великомученика Никиты в селе Тютчеве, в десяти километрах от Лебедяни. Младшие дети жили у родственников, а Николай остался с отцом. Он поступил в Лебедянский педагогический техникум, который успешно закончил.
Служение отца Петра в эти годы было непростым. Он активно выступал против обновленческого раскола, за что его неоднократно арестовывали, предлагали снять сан. Авторитет отца Петра среди духовенства вырос настолько, что его поставили благочинным 2 Лебедянского церковного округа. А когда возникла необходимость иметь епископа на Липецкой кафедре, то выбор священноначалия пал на отца Петра Шмарина. 20 августа, по предварительном пострижении в монашество с именем Уар, состоялась его епископская хиротония.
Владыка Уар стал жить и служить в Липецке. Согласно семейному преданию, он предложил своему сыну Николаю принять священный сан и служить в храме великомученика Никиты в Тютчеве, где его все знают. Николай Петрович вступил в брак с дочерью лебедянского протоиерея Галиной Леонидовной Славиной, и 15 ноября 1926 года состоялась его хиротония во иерея.
Он жил в Тютчеве и служил в храме великомученика Никиты. В 1928 году в семье Шмариных родился сын Александр, в 1929 году дочь Зоя.
Из архивного документа 1927 года известно, что отец Николай, матушка Галина, сестра отца Николая Мария, которая жила с ними в то время, были «лишенцами», то есть пораженными в правах, как священнослужитель, члены его семьи и родственники. Лишение политических прав гражданина в то время накладывало отпечаток на всю его жизнь и карьеру. В том числе, они не могли получать пособия, включая и пособие по безработице, и даже пенсии, им не выдавали продуктовые карточки.
В 1931 году отца Николая призвали на военную службу – тыловое ополчение, которую он проходил в Подмосковье. Тогда же он служил в Троицком храме села Хотенчи Куравского района Московской области (совр. Егорьевский район Московской области) – с 1 февраля 1931 года по 13 августа 1932 года. За усердное служение он был награжден камилавкой, которую вручил ему епископ Орехово-Зуевский Иоанн (Соколов) 4 января 1932 года.
Пастырское служение молодого священника Николая Шмарина пришлось на годы гонения на Церковь. Согласно семейному преданию, во время служения в Тютчеве отец Николай получил через прихожан известие, что власти готовятся его арестовать. Поэтому ему лучше было бы на время покинуть село. С 18 ноября 1934 года отец Николай служит в Покровском храме села Стеньшино Избердеевского района. А семья его находилась в Липецке.
О служении отца Николая на этом приходе епископ Липецкий Уар (Шмарин) так написал архиепископу Воронежскому Захарии (Лобову), будущему священномученику: «Село Стеньшино оказалось в церковном отношении столь разлаженным, что там, при самой доброй воле, священник бессилен оздоровить прихожан… Кроме того, скудость содержания, высокое налоговое обложение, отдаленность от города и железной дороги, – все это вынуждает сына моего Николая Петровича Шмарина просить Ваше Высокопреосвященство, при случае, перевести его в другой приход, поближе к станции Грязи». Известно, что уже в марте-апреле 1935 года отец Николай Шмарин служил в Никольском храме села Каменное Грязинского района. Благочинный отзывался о его настоятельстве такими словами: «Все благополучно…хорошо ведет церковное дело».
Церковь переживала трудные времена, гонения усиливались. В феврале 1935 года по ложному обвинению был арестован архиепископ Елецкий Сергий (Зверев), 23 мая 1935 года – архиепископ Воронежский Захария (Лобов), 8 июня 1935 года – епископ Липецкий Уар (Шмарин). 11 сентября 1935 года в Липецке состоялось заседание выездной сессии специальной коллегии Воронежского областного суда. Владыке Уару был вынесен приговор: восемь лет тюремного заключения. До марта 1936 года он находился в тюрьме города Мичуринска Тамбовской области, а затем его отправили в Карагандинские лагеря. В семье отца Николая в 1936 году родился сын Константин.
Прокатилась новая волна повсеместного закрытия храмов. Поэтому служение отца Николая Шмарина в селе Каменном было недолгим. Ему удалось избежать ареста. После закрытия храма семья переехала в город Борисоглебск, где отец Николай стал работать часовым мастером. Матушка Галина подрабатывала шитьем. Старшие дети пошли в школу. В 1939 году родилась дочь Клавдия.
Приходили редкие письма от владыки Уара из Карлага. Одно из них, адресованное отцу Николаю и его семье, сохранилось у его потомков. В нем сквозит теплая отеческая забота о своих детях, внимание к их болезням и проблемам, и совсем короткое, в несколько строчек, сообщение о себе: «Я, по милости Божией, здоров…черный хлеб, щи и каша куда как целительны!» Комментируя сообщение о кончине своей тещи, владыка написал на полях красноречивое примечание: «Вообще для «дедушек» и «бабушек» «лучше» пораньше умирать… Не правда ли?» О мученической кончине владыки потомки узнали только в 1990-е годы.
С началом Великой Отечественной войны отец Николай был мобилизован на фронт. С декабря 1941 года по апрель 1942 года он находился в учебной части. Потом в составе 368 стрелковой дивизии, вместе с другими подразделениями 7 Отдельной армии участвовал в боях на Оштинском рубеже. Там проходил передний край обороны частей Красной Армии, сдерживавших наступление финских войск, стремившихся замкнуть второе кольцо вокруг Ленинграда и тем самым добиться падения города, гибели Ленинградского фронта и Балтийского флота.
По приказу командования 11 апреля 1942 года началось наступление частей 368 стрелковой дивизии. Была поставлена задача овладеть населенным пунктом Левино в Вологодской области. Операция велась в необычайно-тяжелых условиях, ограниченными силами и средствами, в трудных условиях лесисто-болотистой местности, весенней распутицы глубокого и мокрого снега со слабо развитой сетью дорог, без поддержки авиации ввиду туманов. Упорные бои длились несколько дней, в результате дивизия значительно улучшила свои позиции. Но ввиду большой потери численности солдат, наступление было временно приостановлено.
Иерей-воин Николай Шмарин погиб в этих боях 12 апреля 1942 года и был похоронен на месте боев, в 3,5 км от деревни Мироново у дороги на деревню Левино Оштинского района Вологодской области. Впоследствии поисковые отряды произвели перезахоронения воинов, погибших при защите Оштинского рубежа, в общей братской могиле в селе Ошта Вытегорского района Вологодской области. В настоящее время там воздвигнут мемориал «Скорбящая мать».
Потомки отца Николая сохранили его письмо с фронта, которое было написано незадолго до гибели, 28 марта 1942 года.
Оставшись вдовой в 33-х летнем возрасте, матушка Галина Леонидовна Шмарина, несмотря на трудности, смогла воспитать и поставить на ноги всех четверых детей.
В публикации использованы материалы из неопубликованных источников: личных архивов Клавдии Николаевны Локтевой (Шмариной), Николая Александровича Позднякова, Ирины Владимировны Троховой, Антонины Ивановны Чесноковой.
Антонина ЧЕСНОКОВА
член комиссии по канонизации
Липецкой митрополии