Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
В эту святую ночь, когда мы прославляем родившегося Богомладенца, наши умы и сердца наполняет благодатная радость. Та самая радость, в предвкушении которой к яслям Спасителя устремились и мудрые волхвы, и кроткие пастухи. Они увидели поистине странное и преславное таинство: «небо – вертеп: престол херувимский – Деву: ясли – вместилище, в нихже возлеже Невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем» (ирмос 9 песни канона).
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит, что Господь родился, «чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4, 9). Но разве мы уже не получили её от наших родителей, появившись на этот свет? Оказывается, нет. Ведь лишь Господь наш Иисус Христос есть «Путь и Истина, и Жизнь» (Ин. 14:6). И только когда человек соединяется с Богом, или, вернее сказать, когда человек впускает Бога в свое сердце, соделывает душу свою храмом Духа Святого, лишь тогда он по-настоящему имеет в себе жизнь, и жизнь с избытком.
Соединение человека с Богом – величайшее Таинство! Но совершается оно ежедневно – в первую очередь, через Причащение Тела и Крови Христовых. Господь, избравший для своего Рождения пещеру для животных, тем самым вселяет в нас надежду: если Он не возгнушался этой пещеры, то не возгнушается и нашей грешной души. У пещеры было одно важное преимущество перед всеми богатыми и чистыми домами Вифлеема – она единственная была не заперта.
И нам с Вами, чтобы достойно принять Святые Дары, нужно следовать этому евангельскому примеру. Наш с вами земляк, известный богослов и философ протоиерей Сергий Булгаков (закончивший Елецкую гимназию с золотой медалью) писал: «Душа должна познать в себе вертеп вифлеемский». То есть не соделать себя дворцом, а осознать себя вертепом, потому что в злохудожную гордую душу не внидет Премудрость Божия. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5:5). Путь к соединению с Богом – это путь смирения, осознание духовной нищеты.
Только причастившись, соединившись с Богом, человек обретает истинную радость. Никакие другие атрибуты сегодняшнего праздника не могут заменить личного богообщения. Сейчас нередко многие второстепенные вещи, связанные с празднованием Рождества Христова в умах некоторых людей выходят на первый план: утренники, подарки, хороводы. Главной персоной Рождества для таких людей становится не сошедший с небес Спаситель, а пролезший через дымоход Санта-Клаус. Это видно и в современных рождественских песнях, где больше поется о елках и колокольчиках, чем о Боге, ставшем Человеком. И здесь полезно заглянуть в древние сборники песнопений, изобилующие яркими примерами достойного богопочитания. Преподобный Роман Сладкопевец составил «Песнь на Рождество Христово», которая начинается такими словами: «Того, Кто выше бытия, рождает ныне Дева, и Неприступному земля вертеп, как дар приносит; хор ангелов, хор пастухов поет и славословит, и мудрецы-волхвы идут, водимые звездой. Родился, ради нас родился Младенец малый, Предвечный Бог». Сколько красоты и, одновременно, глубины в этих словах.
Пусть свет путеводной Вифлеемской звезды поможет нам всем идти верной дорогой в то непростое время, в котором нам выпало жить, когда вновь мы слышим о «войнах и военных слухах» (Мф. 26:4), когда размываются духовные идеалы и подвергаются сомнению извечные истины. Будем помнить, что Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13:8). Он – та единственная опора, которая никогда не поколеблется. Он – Тот, Кто никогда нас не оставит, если мы Его не оставим.
Дорогие отцы, братья и сестры! В эти светлые Рождественские дни и в наступившем 2020 году я желаю вам Божией помощи во всех ваших делах и заботах, мира, любви и благополучия вашим семьям, здравия душевного и телесного вам, вашим родным и близким, а главное – спасения души и радости о Господе.
С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
ЕПИСКОП ЕЛЕЦКИЙ И ЛЕБЕДЯНСКИЙ
Рождество Христово
2019 – 2020 гг.
град Елец