Подвиг мученицы Наталии Карих (1885 – 1942гг.) во времена лихолетья XX века

VIII Всероссийский конкурс юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению.

Секция: «Нравственный идеал и православные традиции в истории России».

Исследовательская работа.

Авторский коллектив:  Зубов Роман – учащийся 7 класса МБОУ гимназия №1 г. Лебедянь, Колесникова Елизавета – учащаяся 7 класса гимназия №1 г. Лебедянь, Лопандин Василий – учащийся 6 класса МБОУ СОШ №2 г. Лебедянь, учащиеся ВШ Казанского собора г. Лебедянь.

Руководитель проекта: преподаватель православной культуры МБОУ гимназия №1 г. Лебедянь, директор воскресной школы Казанского собора г. Лебедянь Лопандина Надежда Павловна.

РЕЦЕНЗИЯ

Исследовательская работа, выполненная группой авторов на тему «Подвиг мученицы Наталии Карих (1885 – 1942гг.) во времена лихолетья XX века», по структуре и содержанию отвечает всем требованиям, предъявляемым к конкурсным работам по историко-церковному краеведению. Введение, основное содержание, разбитое на главы, разделы, заключение с глубокими выводами, список источников и литературы, исключительно информативные приложения, воспроизводящие зримый образ эпохи, позволяют считать, что содержание представленной работы полностью соответствует сформулированной теме, поставленной цели и задачам.

Достоинством работы является наличие в ней историографического обзора изучаемой проблемы, раскрытие творческой лаборатории, позволяющей высоко оценить применение авторами методов исследовательского поиска и анализа информации, умении работать с источниками информации. Нельзя не отметить культуру, грамотность изложения материала. Юные исследователи привнесли новое знание в изучаемую проблему, сопоставив устные свидетельства с данными метрических книг.

Материалы исследования, как сообщают авторы, используются в работе кружка «Светочи родной земли» в 6 – 7 классах, на классных часах, на уроках в воскресных школах Лебедянского благочиния, на детско – юношеских чтениях. В облике Наталия Карих, простой сельской женщины, люди обретают пример честности, самоотверженности, любви к Богу, Церкви, к своему Отечеству.

Мне, как рецензенту, остается поздравить вас, юные исследователи, и ваших научных и духовных руководителей с полезной для краеведческого и церковного знания работой и пожелать новых творческих свершений во славу Бога и Отечества.

Рецензент:

Иноземцева Зинаида Петровна, кандидат исторических наук, засл. работник культуры РФ

Введение.

Двадцатое столетие – особое время в жизни Русской Церкви. Это – эпоха невиданных гонений за веру, по своим масштабам, циничности, коварству и жестокости превосходящим все, что когда – либо выпадало на долю последователей Христовых.

В XX веке одна Россия дала миру больше мучеников и исповедников, чем вся предыдущая история всей христианской Церкви.

Их жизнь и смерть были убедительной проповедью истинности и неразрушимости Христова дела.[1]

С приходом советской власти начались гонения на Русскую Православную Церковь. Гонения, начавшись с конца 1917 года, приняли массовый и ожесточенный характер уже в 1918 году, когда был принят декрет об отделении Церкви от государства, ставивший Церковь в бесправное положение, и продолжались на протяжении всего советского периода, т.е. семидесяти лет. С 1923 по 1928 год арестовывались сотни священнослужителей и мирян, но почти не было приговоров к смерти; то же самое было и с 1934 по 1936 год. Иногда гонения принимали почти исключительно административный характер, так было в 70-80-х годах, когда аресты священнослужителей и мирян стали единичными. В некоторые периоды власти преследовали цель арестовать как можно больше священно-церковнослужителей и мирян, аресты тогда исчислялись десятками и сотнями тысяч и для многих окончились мученической кончиной. [2]

Невозможно переоценить значение того духовного подвига, который явил миру в XX веке в России сонм мучеников и исповедников всех возрастов и сословий, принесших свою свободу и жизнь в жертву Господу нашему Иисусу Христу. Их подвижническая жизнь, исповедничество и мученическая смерть стали наглядным и убедительным свидетельством истинности и незыблемости Православной Веры. Страшное время богоборческих гонений на Веру Христову и ее сторонников в России дало миру больше мучеников и исповедников, чем вся предыдущая история христианства. Недаром говорит народная мудрость: “не стоит село без праведника, а город — без святого”. Подвиг тысяч и тысяч православных людей, до конца пронесших свой крест через мучения и смерть, лег в основу нынешнего духовного возрождения нашего народа. Отрадно, что среди мучеников и исповедников Русской Православной Церкви XX столетия есть множество святых, связанных с родной Лебедянской землей.

В течение прошлого года мы занимались изучением приезда митрополита Владимира Богоявленского в наш край, результатом чего стала работа «Митрополит Владимир Богоявленский на Лебедянской земле».

_____________________________________________________________

1.Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники

благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Книга 2. Тверь. 2001.С.3

2. “Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период”

Игумен Дамаскин (Орловский). 2008 г.

www.fond.ru Региональный Общественный Фонд «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ».

В мае 2014 года наш коллектив принял участие в презентации книги «Собор святых Липецкой земли» в г. Липецке. Из докладов участников конференции мы услышали о женщинах – мученицах Лебедянской земли. Одна из мучениц XX века – Наталия Карих, жила в селе Романово Лебедянского района Липецкой области, которое расположено в пятнадцати километрах от города Лебедяни. Нам захотелось подробнее познакомиться с жизненным путем простой сельской женщины, мужественной и верной Господу. На конференции мы встретились с протоиереем Анатолием Стаднюком – автором книги «К истории православия на Дону». В книге автор рассказывает о подвиге мученицы Наталии Карих.

В январе 2015 года в г. Лебедяни состоялся круглый стол «Новомученики и исповедники Липецкой земли», где произошла встреча с сотрудниками отдела по канонизации святых Липецкой митрополии – протоиереем Николаем Стаднюком и Антониной Ивановной Чесноковой. Отдел по канонизации святых Липецкой митрополии поделился с нами анкетой арестованной и выпиской из протокола приговора.[3] В работы круглого стола освещался вопрос подвига мученицы Наталии. [4]

Основные материалы исследования мы взяли из книги «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским).

Автор приводит протоколы допросов ктитора храма Архангела Михаила села Романово Лебедянского уезда Наталии Семеновны Карих.

Исследование не обошлось без беседы с настоятелем храма Архангела Михаила села Романово – иереем Сергием Ефановым. [5]

Нашим коллективом были записаны рассказы краеведа Липецкого краеведческого общества, члена Общероссийского Союза писателей «Воинское содружество» Усович Раисы Михайловны – жительницы села Романово [6] и сделаны фотографии мест, связанных с мученицей Наталией Карих.[7] Благодаря встрече с краеведом мы получили фотографии из семейных архивов потомков Карих, не опубликованных ранее и послуживших источником новых данных о жизненном пути мученицы Наталии.

__________________________________________________________________

3. ГАЛО. Ф Р-2210.Оп.1 Д. 24046. Анкета арестованной и выписка из протокола приговора. Архив отдела по канонизации святых Липецкой митрополии.

См. Приложение 1.

4. Фотография из архива исследователей.

Участники конференции «Новомученики и исповедники Липецкого края»

г. Лебедянь, 2015 г. См. Приложение 2.

5. ПМА. Иерей Сергий Ефанов. С. Романово. 2014 г.

Интервьюировала Колесникова Елизавета 11.12.2014 г. См. Приложение 3

6. ПМА. Усович Р.М. С. Романово. 2014 г.

Интервьюировал Зубов Роман. См. Приложение 4.

7. Фотографии из архива исследователей.

Родительский дом мученицы Наталии в селе Романово.

Мы встретились с внуком Наталии Семеновны Карих – Иваном Петровичем Богословским (Иван Петрович – сын падчерицы Марии) и познакомились с фотографиями из семейного архива. [8]

Цели исследования:

1.Исследовать жизненный путь мученицы Наталии Карих.

2.Содействовать восстановлению памяти мученицы Наталии Карих.

Задачи исследования:

1. Собрать и систематизировать материал о жизненном подвиге мученицы Наталии Карих во времена лихолетья XX века.

2.Установить контакт с людьми, которые помнят мученицу.

Методы исследовательской работы:

Изучение и обобщение литературы,

Анализ опубликованных печатных источников,

Анализ неопубликованных источников,

Анализ архивных документов,

Анализ видеоматериалов (фотографий),

Беседа, интервью.

Предмет исследования: жизненный путь мученицы Натальи Карих.

Основная часть.

1.Жизнь Наталии Семеновны Карих в селе Романово .

По метрическим книгам Романовской церкви удалось узнать следующее: Наталия Семеновна Карих родилась 18 августа 1885 года в семье Семена Ивановича и Анастасии Григорьевны Десятых.[9]

В 18 лет родители выдали ее замуж , 9 ноября 1903 года она венчалась с Сергеем Алипивиечем Филоновым.[10]Через четыре месяца Наталия овдовела и возвратилась в родительский дом (муж умер от чахотки 24 марта 1904года)[11]. 8 ноября этого же года родители вновь выдают ее замуж за Андрея Феофилактовича Устинова. От этого брака у Наталии Семеновны родилось пять детей: Вера, Пелагея, Марина, Андрей, Николай. Где – то около двадцатых годов прошлого века Наталия Семеновна вновь овдовела. Жил в селе Романово вдовец Михаил Евдокимович Карих, у которого от первого брака осталось пятеро детей: Мария, Василий, Григорий, Александр, Пелагея.

_______________________________________________________________

8.ПМА. Богословский Иван Петрович.1926 г.р., с. Романово

Интервьюировал Лопандин Василий 27 декабря 2014г.

9. ГАЛО. Метрическая книга, данная из Тамбовской духовной консистории в Воскресенскую церковь с. Романово Лебедянского уезда для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1885 год.

10. См. Там же. 1903 год .

11. См. Там же. 1904 год

Михаил Евдокимович и Наталия Семеновна жили недалеко друг от друга, знали друг друга с детства. В начале двадцатых они решили пожениться. Наталия Семеновна перешла жить в дом Карих, оставив свой дом для подросших детей. [12]

От брака с Михаилом Евдокимовичем у Наталии родилось двое детей:

Иван,1925 г.р. и Петр, 1927г.р. [13]

После смерти мужа, Наталия Семеновна купила себе дом на той же улице, куда перешла жить с младшими детьми, оставив дом мужа для его взрослых детей.

Внук Наталии Семеновны, Иван Петрович Богословский (1926 г.р.) вспоминал о бабушке: «Я хоть и был мальчишкой, но бабушку хорошо помню. Она была высокого роста, много работала, детей своих учила быть послушными. Время было страшное, боялись советскую власть. Но бабушка не смогла смириться с богоборческой властью, потому что верила в Бога. Когда ее арестовали, народ сожалел о ней. Мы в то время не знали , где ее содержали. Знали, что увезли в тюрьму. А о дальнейшей судьбе ничего не было известно. [14]

Разгар гонений на Русскую Православную церковь в селе Романово.

В 1933 году, в разгар гонений на Русскую Православную Церковь, она стала церковной старостой. В сентябре 1937 года был арестован служивший в их храме священник, и Наталья Семеновна начала искать другого священника, чтобы люди не остались без службы, а верующие собрали подписи под прошением, чтобы власти не закрывали храм. Между тем стали распространяться сведения, что власти все же собираются закрыть храм.

Поскольку власти иногда проводили решения о закрытии храмов через собрания, то каждое собрание в селе стало ожидаться верующими с большим беспокойством. Очередное собрание, приуроченное к проведению выборов в Верховный Совет, было назначено на 6 декабря 1937 года. На собрании Наталья Семеновна обратилась с просьбой к крестьянам, чтобы они заступились за церковь и помогли найти священника. В тот же день в соответствии с приказом НКВД за № 00447 было начато дело против церковной старосты и членов церковной двадцатки.

Следователь допросил заведующего избой-читальней, который показал:

«На собрании, где обсуждался вопрос “Права и обязанности граждан СССР” по сталинской конституции, ктитор романовской церкви заявила:

______________________________________________________________

12. Фотографии из архива исследователей.

Дом семьи Карих в селе Романово. Краеведы с Усович Раисой Михайловной у дома Ивана Петровича Богословских (внука мученицы Натальи). См. Приложение 7

13. Фотографии из архива краеведа Усович Раисы Михайловны.

Наталия Семеновна Карих с сыновьями Иваном и Петром. См. Приложение 8

14. Фотографии из архива исследователей. Юные исследователи с краеведом Раисой Михайловной Усович в гостях у Ивана Петровича Богословского (внук Натальи Семеновны). См. Приложение 9

“Нам нечего об этом говорить, каждый день вы говорите о выборах, давайте поговорим о церкви, мы, – указала она на присутствующих, – молящиеся, и пришли сюда затем, чтобы разрешить вопрос о церкви, нам нужен священник”. В результате на половине доклада присутствующие члены двадцатки стали выкрикивать: “Дайте нам священника”. И на некоторое время чтение доклада пришлось прервать. По окончании доклада Карих стала опять говорить о церкви, ей разъяснили, что этот вопрос на повестке дня не стоит. Она тогда попросила слова – сказать по существу вопроса.Ей разрешили. В своем выступлении она высказала резкую клевету на советскую власть, заявив: “Вы говорите, что сейчас жить стало хорошо. Ничего подобного. Советская власть обманывает народ, она забрала все у него, ведь раньше, в старое время, жить было лучше, люди имели свою скотину, сами себе были хозяева. Я раньше сама ткала на себя и обшивала семью, у всех были чистые рубашки, а сейчас нет их, дождались, что керосина и того нет. Вот до чего довела советская власть, а вы все нас обманываете”. При этом она говорила, что нужно ходить в церковь и молиться Богу, заявив: «Как только пройдут выборы в Верховный Совет, мы обязательно привезем себе священника и будем ходить в церковь и молиться Богу». Карих на протяжении всего времени, с тех пор как арестовали попа романовской церкви за антисоветскую деятельность, ходит среди верующих и ведет агитацию, чтобы народ требовал священника. После выступления Карих верующие стали выкрикивать: “Если советская власть хороша ,а вы ее начальники, так дайте нам священника, мы будем ходить в церковь и молиться Богу».

Свидетельница, допрошенная на следующий день, показала: «Карих выступила с явно антисоветской речью, заявив: “Советская власть и вы, – указала она на представителей из района, – обманываете народ, мы раньше жили, ходили в тканых рубашках, но зато они были чистые, а теперь нет никаких, несчастного керосина и того нет, одно утешение для народа – церковь, и ту хотите закрыть, но вам это не удастся. Смотрите, – указала она на присутствующих, – они никогда не согласятся закрыть церковь”».Другая свидетельница показала: «Карих говорила, что люди пришли узнатьнасчет церкви, давайте рассмотрим этот вопрос, церковь мы не дадим закрывать. [15] Другие женщины кричали на это: “Не давай от церкви ключи”».[16]

15. «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь». Тверь. 2005. С.513 -516

16. Фотографии из архива исследователей. Исследователи в храме Архангела Михаила с. Романово

Арест. Допросы. КАРЛАГ. Расстрел.

10 декабря 1937 года власти арестовали Наталью Семеновну, и на

следующий день следователь учинил ей допрос.

– Вы арестованы за антисоветскую деятельность. Признаете себя виновной?

– Виновной себя не признаю.

– Следствие располагает данными, что вы среди отсталой части населения

села Романово вели антисоветскую агитацию. Расскажите об этом подробно.

– Ничего я этого не делала.

– Лжете, вы на собрании в клубе 6 декабря сего года демонстративно

высказали контрреволюционные измышления о советской власти и ее

руководителях, вели монархическую агитацию. Требую дать следствию

правдивые показания.

– 6 декабря я была в клубе на собрании, но ничего там антисоветского не

делала.

– Лжете, следствием установлено, что вы вместе с другими антисоветскими

лицами пришли организованно на данное собрание с целью сорвать его и вели

контрреволюционную агитацию. Расскажите об этом подробно. – На данном собрании вместе со мной были члены церковной двадцатки. В этот день я обошла всех членов церковной двадцатки и предложила им прийти в клуб на собрание, так как мне сказал уполномоченный РИКа, чтобы я собрала двадцатку. Никакой цели у меня в данном случае не было.

После ареста Натальи Семеновны члены сельсовета отправили в НКВД

соответствующую характеристику на нее, в которой написали: «До 1933 года

Карих занималась крестьянством. В 1933 году она поступила ктитором в

романовскую церковь и в этом же году была обложена твердым заданием, за невыполнение которого была обложена индивидуальным налогом как ктитор – нетрудовой элемент. Со дня поступления ктитором все время вела антисоветскую работу, вела упорную борьбу против коллективизации, боролась за укрепление религии».

17 декабря 1937 года Наталью Семеновну и некоторых арестованных членов

двадцатки перевели в тюрьму в городе Данкове, центральную тогда для этого

района. 28 декабря следователь снова допросил исповедницу.

– Обвиняемая Карих, следствие располагает данными о том, что вы в ноябре

1937 года у здания церкви в своем селе проводили среди колхозников

контрреволюционную агитацию монархического и антиколхозного характера, о чем зачитаны вам были показания свидетелей. Расскажите об этом подробно.

– Этого никогда не было.– Обвиняемая Карих, вам предъявлено обвинение в совершении преступления… Признаете себя виновной в предъявленном вам обвинении?

– Виновной себя в предъявленном мне обвинении не признаю.

30 декабря на заседание тройки НКВД был представлен следователем

следующий доклад: «Карих Наталья Семеновна… Обвиняется в порядке приказа НКВД за № 00447. Обвиняемая Карих с группой церковников, бывших монашек, черничек на протяжении 1937 года вела активную контрреволюционную агитацию. В декабре 1937 года на собрании женщин демонстративно выступила с клеветой на советскую власть и вела контрреволюционную, монархическую агитацию».

30 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила исповедницу к восьми

годам заключения в исправительно-трудовом лагере 3, и она была отправлена в Караганду.[17]

20 апреля 1942 года судебная коллегия по уголовным делам

Карагандинского областного суда приговорила Наталью Карих к расстрелу за антисоветскую деятельность.

С 3 июля 1941 г. по день ареста будучи физически годными к труду Наталия Карих с 11 женщинами отказались выходить на работу.

Приговор был приведен в исполнение.

27 марта 1989 года Отделение Липецкой областной прокуратуры реабилитировали Наталию Семеновну Карих.

В 2000 году Архиерейский собор РПЦ причислил мученицу Наталию Карих к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Память мученицы совершается 11 января в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской , 23 сентября в Соборе Липецких святых и в первое воскресенье после 16 октября в Соборе Казахстанских святых.[17 а]

Судьба романовской двадцатки.

Вместе Наталией Семеновной из романовской двадцатки арестовали Сапрунову Дарью Тимофеевну, Андрееву Надежду Павловну, Носову Александру Васильевну, Сошину Марью Сергеевну, Cошникову Пелагею Ивановну, Носову Евдокию Сергеевну. Наталию Семеновну расстреляли в 1942 году, остальные женщины остались в живых. Благодаря этим мужественным женщинам храм стоит до сих пор.[18]. Тринадцать членов двадцатки убежали в Сергиев Посад и основали целую улицу романовских. Ныне живут в Сергиевом Посаде родственники романовских жителей. Но о страшном времени репрессий мало чего знают, время было опасное, говорить было опасно.[19]

17. «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь». Тверь. 2005.

17 а. Собор святых Липецкой земли. Сборник житий Липецких и Елецких святых.

Сост: прот. Николай Стаднюк, А.А. Найденов, А.И.Чеснокова. Липецк.2013.С.270 – 273

18. Фотографии.

Члены двадцатки храма Архангела Михаила с.Романово.

Заброшенный разваливающийся барак Акмолинского женского лагеря.

См. Приложение 11

http://www.zakon.kz/227789-zloveshhee-nasledie-karlaga.html

19. ПМА. Усович Р.М. С. Романово. 23.01.2015 г.

Интервьюировал Зубов Роман.

Xрам Архангела Михаила села Романово (современный вид)

Историческая справка о храме Архангела Михаила села

Романово.

Село Романово, расположенное на границе с Данковским районом, является самым северным населённым пунктом Лебедянского района. По документам, село известно с 1627-1628 гг. как слобода Романов Рог Лебедянского уезда на реке Дон.

Во всех документах Романово отмечается как село с церковью, однако, каменный храм был построен гораздо позже. Построенный в 1800 году первый каменный храм был тёплым, с трапезной и имел один престол – Архангела Михаила.

Романово стремительно развивалось, и к концу XIX века сельская церковь уже не вмещала всех желающих. Было принято решение строить новый храм, превосходящий старый тесный как по размерам, так и по благолепию. Началось строительство. К 1910 году были закончены и освящены трапезная и колокольня. Храм в Романово планировалось построить в честь Воскресения Христова, поэтому в метрической книге Тамбовской духовной консистории он записан как Воскресенский. Но революция помешала построить центральную часть храма. И осталась трапезная часть с престолом Архангела Михаила.[20]

________________________________________________________________

20. ПМА. Протоиерей Игнатий Кондратюк.1952 г. 4.01.2015 г.

После установления Советской власти, службы в Романовской церкви продолжались до 1936 года. Этот год был печальным для многих романовских жителей: церковь закрыли, сбросили колокола и разогнали служителей. Храм превратили в склад и в течение почти 60 лет использовали для хранения зерна, ядохимикатов… В храм заезжали грузовики и трактора…

Но, в конце концов, пришли другие времена, появились люди, посчитавшие такую ситуацию недопустимой, нашлись средства. Начались реставрационные работы, в результате которых был воссоздан главный купол, заменена кровля и отреставрирована колокольня.

Работы продолжаются и внутри храма: отциклеван и выглядит как новый старый дубовый пол, закуплены богатые люстры-паникадила, аналои и прочая церковная утварь. Совсем недавно в храме появилась новая икона Архангела Михаила, распятие, иконостас, изготовленный в Костроме. [21]

В 2000 году церковь освятил епископ Липецкий и Задонский Никон (Васин). [22]

К радости верующих сельчан, в церкви возобновились регулярные службы. И хотя сейчас временно существует проблема с приходским хором, можно с уверенностью утверждать, что Романово обрело свой голос – на церковной колокольне появились отлитые в Воронеже колокола. И, как прежде, красавица-церковь Архангела Михаила, стоящая на самом высоком месте Романово, на живописном донском берегу, прекрасно просматривающаяся со всех окрестных сторон, радует глаз и успокаивает душу. [23]

Заключение.

В результате проведенного исследования, нам удалось исследовать жизненный путь мученицы Наталии Карих (1885 -1942гг.)

Из метрических книг Государственного архива Липецкой области удалось собрать данные о семье мученицы Наталии.

Мы изучили архивные материалы Государственного архива Липецкой области, предоставленных комиссией по канонизации святых Липецкой митрополии.

Впервые были собраны фотоматериалы семьи мученицы Наталии Карих из семейного архива краеведа Липецкого краеведческого общества, члена Общероссийского Союза писателей «Воинское содружество» Усович Раисы Михайловны – жительницы села Романово и внука мученицы – Ивана Петровича Богословского, и фотографии мест, связанных с мученицей. Собранные фотографии переданы в комиссию по канонизации святых Липецкой митрополии.

21. Материалам статьи В. Акимова и К. Надова «Романово и Ольховец». Лебедянские вести. 22 мая 2001 г.

22. Фотография из архива краеведа Усович Р.М. Освящение церкви Архангела Михаила села Романово епископом Липецким и Задонским Никоном (Васиным) 2000

23. Неопубликованные материалы Усович Р.М. об истории храма Архангела Михаила.

С. Романово. 2014 г. См. Приложение 13.

Авторским коллективом была установлена фамилия последнего священника Романовской церкви. Наш коллектив нашел и опросил потомков мученицы Наталии, и мы выяснили, почему в метрических книгах указана Воскресенская церковь села Романово.

Исследование нашло практическое применение в использовании материалов на кружке «Светочи родной земли» в 6 – 7 классах, на классных часах, на уроках в воскресных школах Лебедянского благочиния, на детско – юношеских чтениях.

Полученные знания используются при подготовке к Рождественским Образовательным чтениям, организованных Елецкой епархией.

Но самый главный результат – нам было интересно заниматься поиском материалов о святой. Мы поняли, что простая сельская женщина, жившая на нашей Лебедянской земле, подала пример честности, самоотверженности, любви к Богу и Церкви.

Именно Церковь жила с народом и в народе. И народ жил в ней, несмотря на тяготы житейские. Народ шел на смерть ради Церкви. Не побоялась смерти и мученица XX века – Наталия Карих.

Литература

1.Игумен Дамаскин (Орловский).Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Январь. Тверь. 2005.С.513 – 516

2. .Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники

благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Книга 2. Тверь. 2001.С.3

3.Стаднюк А. К истории православия на Дону. Москва. 2012. С.300

4.Собор святых Липецкой земли. Сборник житий Липецких и Елецких святых.

Сост: прот. Николай Стаднюк, А.А. Найденов, А.И.Чеснокова. Липецк.2013.

Опубликованные источники

1.Материалам статьи В. Акимова и К. Надова «Романово и Ольховец». Лебедянские вести. 22 мая 2001 г.

2.Статья «Наталья Романовская» газета «Лебедянские вести» № 61 от 31 мая 2014 года.

3.”Липецкая газета”. Раиса Усович, Лебедянь — Романово. 12.04.2014

Архивные источники

1.ГАЛО. Ф Р-2210.Оп.1 Д. 24046.

2.ГАЛО. Метрические книга, данная из Тамбовской духовной консистории в Воскресенскую церковь с. Романово Лебедянского уезда для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1885 г., 1903 г., 1904 г.,

1925 г.,1927 г.

Полевые материалы авторов

1.Иерей Сергий Ефанов. С. Романово. 2014 г.

2.Усович Р.М. С. Романово. 4.01.2015 г.

3.Чеснокова А.И. г. Лебедянь. 2014 г.

4.Богословский И.П. 1926 г.р. С. Романово. 14.12.2014 г.

5.Протоиерей Игнатий Кондратюк. Благочинный Лебедянского церковного округа.г. Лебедянь 1952 г.р. 4.01.2015г.

Интернет – ресурсы

www.fond.ru Региональный Общественный Фонд “ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ.

“Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период “Игумен Дамаскин (Орловский).Публикация от 21.03.2008

http://www.zakon.kz/227789-zloveshhee-nasledie-karlaga.html

http://lg.lpgzt.ru/aticle/38271.htm Святая земли липецкой

Перечень приложений

1. ГАЛО. Ф Р-2210.Оп.1 Д. 24046. Анкета арестованной и выписка из протокола приговора. Архив отдела по канонизации святых Липецкой митрополии.

2.Фотография из архива исследователей.

Участники конференции «Новомученики и исповедники Липецкого края»

г.Лебедянь, 2015 г.

3. Полевые материалы. Иерей Сергий Ефанов. С. Романово. 2014г.

Интервьюировала Колесникова Елизавета 11.12.2014 г.

4. Полевые материалы. Усович Р.М. С. Романово. 2014г

5. Фотографии из архива исследователей.

Родительский дом мученицы Наталии в селе Романово.

6. Полевые материалы. Богословский Иван Петрович.1926 г.р., с. Романово Интервьюировал Лопандин Василий 27 декабря 2014г.

7. Фотографии из архива исследователей

Дом семьи Карих в селе Романово. Краеведы с Усович Раисой Михайловной у дома Ивана Петровича Богословских (внука мученицы Натальи).

8. Фотографии из архива краеведа Усович Раисы Михайловны.

Наталия Семеновна Карих с сыновьями Иваном и Петром.

9. Фотографии из архива исследователей.

Юные исследователи с краеведом Раисой Михайловной Усович в гостях у Ивана Петровича Богословского (внук Натальи Семеновны)

10. Фотографии из архива исследователей. Исследователи в храме Архангела Михаила с. Романово.

11.Фотографии.

Члены двадцатки храма Архангела Михаила села Романово.

Заброшенный разваливающийся барак Акмолинского женского лагеря.

Фотографии из архива исследователей. Место ареста Наталии Семеновны Карих (современный вид).На этом месте стоял дом, в котором жила Наталия с сыновьями Иваном и Петром.

12. Фотография из архива краеведа Усович Р.М.

Освящение церкви Архангела Михаила села Романово епископом Липецким и Задонским Никоном (Васиным) 2000год.

13. Неопубликованные материалы Усович Р.М. С. Романово. 2014г.

Приложения.

Приложение 1. ГАЛО. Ф Р-2210.Оп.1 Д. 24046. Анкета арестованной и выписка из протокола приговора. Архив отдела по канонизации святых Липецкой митрополии.

Приложение 2

 Участники конференции « Новомученики и исповедники Липецкого края»

 Г. Лебедянь, 2015 г. Р. М. Усович рассказывает о мученице Наталии.

Приложение 3

Полевые материалы. Иерей Сергий Ефанов. С. Романово. 2014г.

Интервьюировала Колесникова Елизавета 12.12.2014 г.

Приложение 4. Полевые материалы. Усович Р.М. С. Романово. 2014 г.

Интервьюирование провел Зубов Роман 4.01.2015 г.

Приложение 5.

Родительский дом мученицы Наталии в селе Романово.

Приложение 6. Полевые материалы. Богословский Иван Петрович.1926 г.р., с. Романово. Интервьюировал Лопандин Василий 27 декабря 2014г.

Приложение 7.

Дом семьи Карих в селе Романово. Краеведы с Усович Раисой Михайловной у дома Ивана Петровича Богословского (внука мученицы Наталии).

Приложение 8.

Наталия Семеновна Карих с сыновьями Иваном и Петром. (Фото из архива краеведа Усович Раисы Михайловны)

Петр Михайлович Карих – сын Наталии Семеновны. (Фото из архива краеведа Усович Раисы Михайловны)

Приложение 9.

Юные исследователи с краеведом Раисой Михайловной Усович в гостях у Ивана Петровича Богословского (внук Наталии Семеновны)

Приложение 10.

Исследователи в храме Архангела Михаила с. Романово с иереем Сергием Ефановым .

Приложение 11.

Члены двадцатки храма Архангела Михаила с. Романово. Фото из архива Усович Р.М.

Кнутова Анна Петровна.

Носова Мария Петровна.

Заброшенный разваливающийся барак Акмолинского женского лагеря. Узницы лагеря назвали его коротко: АЛЖИР. В этом лагере волей Сталина оказались около восьми тысяч женщин, вся вина которых состояла только в том, что они не предали своих мужей, первыми брошенных в жернова репрессий 1930-х годов. По всему Советскому Союзу были раскиданы сотни лагерей ГУЛАГа, АЛЖИР был одним из этих эпицентров ада на Земле.

«В спальном бараке, где одновременно прозябало 360 человек, воздух был спертый. Женщины, чтобы выжить, собирали по помойкам кочерыжки и варили себе похлебку в котелочках в топках, вонь стояла на весь барак. Конвоир, приводивший нас к месту, гнушался заходить внутрь из-за запаха, обычно он просил кого-нибудь из дежурных старушек пересчитать заключенных. Наши дамы шутили: „Стерегут нас как золото, а ценят как г…“» – пишет в своих воспоминаниях бывшая узница Мария Даниленко.

После ликвидации лагеря остались только разбросанные по степи мотки колючей проволоки. Эти «ежи» обходят стороной даже сборщики металлолома.

Потом лагерь превратился в многопрофильное хозяйство с крупным сельскохозяйственным производством, мастерскими, швейной фабрикой. После его закрытия в 1953 году поселок стал называться Малиновкой, а теперь – Акмол по историческому названию местности.

Отстраивали и обустраивали это место сами узницы. Бараки, столовая, фермы для скота, водокачка, зернохранилище, мастерские – всё это было построено руками заключенных женщин. В основном это были представители интеллигенции, не привыкшие к тяжелой работе.

Узницы сажали сады.

Бывшая узница лагеря Минтай Даукенова рассказывала нынешним местным жителям, что, когда они посадили 600 яблоневых саженцев, зайцы начали грызть их кору, поскольку зима выдалась суровой и есть им было нечего. Руководство лагеря тогда распорядилось, что если пропадет хоть один саженец, то начнут расстреливать заключенных. Женщины решили делиться хлебом с зайцами. Возле каждого саженца они оставляли кусочки хлеба. Зайцы поднимали эти крошки, не трогая кору высаженных деревьев. К весне яблоневый сад был сохранен. На его месте стоит теперь музейно-мемориальный комплекс «АЛЖИР»[1]

______________________________________________________________

1.http://www.zakon.kz/227789-zloveshhee-nasledie-karlaga.html

Место ареста Наталии Семеновны Карих (современный вид). На этом месте стоял дом, в котором жила Наталия с сыновьями Иваном и Петром.

Приложение 12.

Освящение церкви Архангела Михаила села Романово епископом Липецким и Задонским Никоном (Васиным) 2000 год. Фотография из архива краеведа Усович Р.М.

Приложение 13.

Неопубликованные материалы краеведа Усович Раисы Михайловны о храме Архангела Михаила села Романово.

x

Смотрите также

В Елецкой епархии почтили память жен-новомучениц

В Елецкой епархии почтили память жен-новомучениц

С Липецким краем связаны имена жен-новомучениц Наталии Копытиной, Александры Смольяниновой, Наталии Карих. Они родились и жили на Липецкой земле, а пострадали в Казахстане. В ...