Имя одного из священнослужителей, отца настоятеля протоиерея Петра Зверева, служившего в нашем храме 43 года, нам удалось открыть не так давно. Петр Михайлович Зверев, будущий протоиерей и настоятель Казацкой Вознесенской церкви, родился 21 декабря (ст. ст.) 1845 года в Орловской губернии.
К сожалению, не удалось обнаружить более точных сведений о месте его рождения, его родителях и роде их занятий – несмотря на все усилия казацких краеведов, включая переписку и личные контакты с ныне здравствующими потомками отца Петра. Нам неизвестно, как прошли его детство и юность, в какой атмосфере сформировался он как личность. Лишь удалось установить из архивных документов, что в 1869 году, после окончания Орловской духовной семинарии, будучи 24 лет от роду, он начал работать сельским учителем в Казацком училище, где он трудился по 1874 год.
Казацкое училище, где начал учительствовать отец Петр, помещалось в отдельном (не церковном) доме. Оно было открыто в 1843 году и полностью содержалось на общественные средства. Об условиях, уровне обучения в нем, о количестве учеников говорят документы тех лет. Так, по статистическим данным 1875-1876 учебного года, число учеников в Казацком училище составило 52 человека. Основываясь на отчетах Елецкого уездного училищного совета о состоянии училищ уезда за 1876-1877 учебные годы, Казацкое училище было отнесено к училищам первого разряда.
В 1874 году молодой учитель Петр Зверев был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Казацкой церкви, и с этого момента начинается новый и главный период в его жизни, его крестный путь к мученической кончине.
Это случится через много лет, ну а пока помимо своих новых обязанностей священнослужителя отец Петр продолжает заботиться о ставшем ему родным Казацком училище, где он в период 1875-1890 гг. служит законоучителем, а с 1884 года официально состоит его попечителем и исполняет свои обязанности «… с полным усердием».
В 1892 году отец Петр построил церковно-приходскую школу, где он со дня основания по 1910 год состоял законоучителем и заведующим.
Сухие записи старых документов фиксируют, что отец Пётр был заведующим Странноприимным домом в Казаках с 1909 по 1916 гг., а также являлся председателем Церковно-приходского совета с 1909 по 1917 гг., председателем Казацкого общества потребителей с 1916 по 1917 гг.
В средствах массовой информации тех лет имеются многочисленные публикации о широкой благотворительной деятельности отца Петра. Его жалованье на сельском приходе едва ли позволяло ему десятилетиями делать крупные пожертвования в помощь голодающим, бездомным и сиротам. Надо понимать, что это состоятельные люди передавали значительные суммы известному и уважаемому священнику.
Ныне мы достаточно хорошо осведомлены и о послужном списке отца Петра: 1874-1912 гг., 1917-1918 гг. – настоятель церкви села Казаки; с 31.05.1907 – протоиерей, с 23.09.1906 – благочинный 3-его Елецкого округа Орловской епархии.
С 1880 года – непременный депутат Орловского епархиального и окружного съездов духовенства.
К сожалению, почти ничего неизвестно о личной жизни отца Петра: когда он женился, кто и откуда родом была его супруга. Доподлинно лишь известно, что у него было шестеро детей, но лишь об одном его сыне есть документальные сведения.
Местная жительница Пожидаева (урожд. Леденева) Нина Георгиевна передала в школьный музей фотографию своего дальнего родственника (брата мужа её бабушки Вассы Васильевны) – Леденева Григория Яковлевича.
Он был учителем Казацкой церковно-приходской школы. На пожелтевшем снимке – Г.Я. Леденев с детьми у стен школы. Попутно Н.Г. Пожидаева уточнила, что крайний справа мальчик на фотографии – сын настоятеля храма Виталий Зверев.
В процессе поиска информации о протоиерее Петре Звереве нам удалось связаться с правнуком отца Петра – профессором Российского государственного геологоразведочного университета Зверевым Вячеславом Львовичем. Он подтвердил, что мальчик с фотографии – его дед, Зверев Виталий Петрович (17.04.1880-22.01.1943) – самый младший ребенок отца Петра. О супруге отца Петра, а также остальных их пяти чадах Вячеславу Львовичу совсем ничего неизвестно.
Еще об одной стороне деятельности отца Петра нужно сказать особо. В 1912 году он был избран депутатом III Государственной Думы Российской империи от Орловской губернии, а затем и IV Думы. Вплоть до 1917 года протоиерей Петр Зверев представлял в Думе фракцию русских националистов и умеренно-правых.
Из публикаций тех лет известно, что при выборе в Государственную Думу производился тщательный отбор кандидатов по принципу авторитета или степени значимости духовника. В основу выборных прав законом был положен материальный ценз: земельный, имущественный, квартирный и пенсионный. Священник Петр Зверев, делегируемый от огромной Орловской губернии, в полной мере соответствовал всем этим требованиям.
О депутате-священнике Петре Звереве в IV Государственной Думе упоминается в книге Н.Н. Ольшанского «Четвёртая Государственная Дума. Портреты и биография».
В «Журнале о выборах» за 2006 год опубликованы фотографии депутатов четвёртого созыва, в том числе протоиерея Зверева Петра Михайловича и священника Покровского Павла Алексеевича, представлявших Орловскую губернию.
В апреле 2016 года группа юных краеведов школьного музея «Родной исток» Казацкой школы №1 побывала с визитом в Москве, в стенах современной Государственной Думы. Во время этого визита удалось получить копию выступления отца Петра Зверева на одном из заседаний. Из краткой горячей речи, произнесенной им 24 января 1914 года, встает мощная фигура государственного деятеля, радеющего не о корпоративных интересах, как сказали бы ныне, а об интересах Российской державы и интересах избирателей.
Ну а главным в жизни отца Петра было служение Богу, служение Богу через людей. Прихожанами Казацкой церкви были в основном крестьяне, числом немногим более семи тысяч, мужчин и женщин примерно поровну. Крестины, венчание, отпевание. Литургия, исповедь, причастие. Обычный круг обязанностей сельского священника. И даже работа в Государственной Думе не отодвинула на задний план его главное назначение в жизни – быть пастырем своему народу.
Таков масштаб личности отца Петра: от любимого паствой батюшки на сельском приходе до депутата Государственной Думы Российской империи.
Сорок три года прослужил отец Петр священником местной Вознесенской церкви. Два поколения наших предков жили под благословляющей рукой отца Петра. На период его служения выпала и Первая мировая война, и революция, и начавшаяся Гражданская война, и он находил силы врачевать истерзанные души своей паствы.
Прихожане его очень любили. Когда в апреле 1918 года во время службы в храм вошли сотрудники волисполкома (представители новой власти) и объявили об аресте протоиерея Петра, поднялась настоящая буря. Люди образовали живой щит и заслонили собой «врага народа». Их не испугали даже угрозы расстрела. В тот день арест не состоялся.
Причиной визита этих людей была проповедь отца Петра, во время которой он прочитал воззвание Патриарха Тихона и сообщил прихожанам о декрете, запрещавшем школьное преподавание Закона Божия. Эта проповедь вызвала негодование новой власти, которая обвинила священника Петра Зверева в антисоветской пропаганде и агитации и неудачно попыталась арестовать его в церкви (сообщение в Орловских епархиальных ведомостях так и называлось – «Арест священника»).
Сотрудники Волисполкома учли свой неудавшийся поход против отца Петра и в следующий раз они пришли к нему ночью. При аресте священник оказал сопротивление вооруженной команде, был ранен выстрелом в голову и помещен в тюремную больницу города Ельца, поэтому в архивах ФСБ И МВД материалов на него не имеется.
О последних днях жизни отца Петра хотелось бы привести запись из воспоминаний нашего земляка, А.Г. Меркулова, записанных им в мае 1977 года и хранящихся в школьном музее «Родной исток». Ветеран Великой Отечественной войны, подполковник в отставке, он живо интересовался историей нашего села и успел сделать записи воспоминаний многих непосредственных участников событий в селе за разные годы. Вот запись о священнике Петре Звереве: «С установлением Советской власти в Казаках в марте 1918 года священник П.Зверев открыто выступил в церкви с призывом к прихожанам не признавать Советскую власть и не выполнять распоряжения её властей, за что председатель Волисполкома П.С. Богатиков решил арестовать его. При аресте Зверев заявил, что он без царя никакой «власти богохулов» не признаёт и, схватив свой длинный благочинский посох, стал всех выгонять из дома и лишь силой, под оружием, он был арестован и доставлен в Волисполком. Узнав об аресте Зверева, собравшиеся кулацкие церковники, под угрозой разгрома Волисполкома потребовали освободить священника. С прибытием вызванного конного отряда ВЧК под командой Ф.Н. Богатикова кулацкое сборище церковников было разогнано, а Зверев доставлен был в ВЧК и осужден, а его кулацкие сообщники были высланы».
Совершенно очевидно, что автор даёт негативную оценку священнику, но при этом он невольно свидетельствует, каким был путь отца Петра на Голгофу.
По словам правнука отца Петра, Зверева Вячеслава Львовича, в его семье говорили, что через какой-то небольшой промежуток времени отца Петра, совсем больного, из тюремной больницы ВЧК отпустили домой, где он вскоре скончался, и вероятно, был похоронен на кладбище в Казаках. Никакой более точной информацией в их семье никто не располагает.
К сожалению, никто из местных жителей села Казаки тоже ничего не может сказать о последних днях протоиерея Петра Зверева.
В базе данных Новомучеников, исповедников, за Христа пострадавших в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке, созданной Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, включающей материалы более чем о тридцати тысячах человек, внесена информация также и о священнике Петре Звереве.
К сожалению, отсутствие необходимых свидетельств и документов на отца Петра Зверева является препятствием для причисления его к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви.