Пасхальное послание епископа Елецкого и Лебедянского Максима

Пасхальное послание епископа Елецкого и Лебедянского Максима

Возлюбленные о Господе досточтимые пастыри, честные иноки и инокини, боголюбивые миряне!

Христос Воскресе!

«Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби, чистым сердцем Тебе славити». Трижды эти торжественные слова поются перед началом крестного хода в Пасхальную ночь. И в них мы слышим о том, что Пасха — это праздник, который совершается и на небесах, и на земле, имеет как бы два измерения: временное и вечное.

         В перспективе вечности Воскресение Христово открыло нам врата Царствия Небесного, победило грех, смерть и диавола. Как пишет святитель Тихон Задонский, «страдания Христа — источник нашей радости, смерть Его — источник нашей жизни». Но это вовсе не означает, что все плоды Воскресения мы увидим только на небесах. Здесь, в земной жизни Пасха также является для нас радостной и спасительной.

         Победив грех, Господь уже сейчас даёт нам возможность стать соучастниками этой победы и вкусить её плоды. Для этого важно помнить, что сущность греха — не в нарушении этических норм или правил поведения, а в отступлении от Бога, Источника Жизни. А потому всякий грех — это вступление в область смерти. Всё человечество в начале времён вступило в эту область смерти вследствие грехопадения наших прародителей, поэтому нуждалось в Спасителе. Как пишет святитель Григорий Богослов: «Мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить. С Ним умерли мы, чтобы очиститься, с Ним воскресли, потому что с Ним умерли». Почему святой здесь говорит о нашем воскресении как об уже свершившемся факте, ведь мы только «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века»? Это он говорит потому, что уже сейчас верующие живут как бы в преддверии рая. Мы можем вновь разговаривать с Богом в молитве лицом к лицу, мы вкушаем плод жизни — Животворящие Тело и Кровь Христовы в Таинстве Причащения. Мы вновь становимся чадами Божьими, освободившимися через омовение в водах крещения от первородного греха. И тем не менее это, действительно, только преддверие рая, ведь, как говорит апостол Павел, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

Победив смерть, Господь и нас соделал её победителями. Разумеем здесь под смертью не то успение, которое ждёт каждого из нас, оно нам не враг, ведь оно даёт нам возможность упокоиться от страданий и тревог века сего и пребывать у Престола Божия в непрестанной радости и ликовании. Смертью мы именуем то разрушительное начало в человеке, которое через страсти духовно разлагает душу и уводит от Источника Жизни в область ада уже здесь на земле. Такая смерть не страшна верующему в Бога, так как благодать Духа Святого хранит нас и укрепляет на противостояние страстям и греху. Но будем помнить слова апостола Иакова: «вера без дел мертва» (Иак. 2:20). Объясняя эту мысль, преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что «мертвы те, которые имеют веру без дел», «потому что не имеют в себе Бога животворящего». Только деятельная вера, жизнь по заповедям Божиим, делает нас победителями смерти.

Побеждённый Воскресением Христовым диавол также не имеет уже сил одолеть верующего человека. Господь создал Церковь, и «врата ада не одолеют её» (Мф. 16:19). И о каждом человеке Он заботится так, что даже волосы на голове у нас все сочтены (Мф. 10:29). Поэтому лукавый князь этого мира только «ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5:8), и имеет силу лишь над тем человеком, который сам даёт диаволу власть над собою, становясь рабом страстей.

Мы живём в непростое историческое время. По причине умножения беззаконий во многих охладевает любовь, мы видим в мире много жестокости, лжи, распутства. В такие времена преподобный Порфирий Кавсокаливит советовал медленно начинать читать или петь пасхальные тропари и стихиры. И тогда человек осознаёт, что самое главное событие мировой истории уже совершилось — это Воскресение Христово, наше спасение. Им мы живём, и движемся, и существуем. «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем братие, и ненавидящим нас, простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Возвеселимся о Господе, сокрушившем Воскресением Своим силу врага, отверзшем нам врата Царствия Небесного и всем нам дарующем в эти дни пасхальную радость. Пусть светлая радость Пасхи наполнит наши сердца, согреет наши души, укрепит наши силы и наставит нас на спасительный путь любви к Богу и ближним!

С праздником Светлого Христова Воскресения!

Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос!

ЕПИСКОП ЕЛЕЦКИЙ И ЛЕБЕДЯНСКИЙ

+МАКСИМ

Пасха Христова

2023 год

град Елец

x

Смотрите также

Божественная литургия в Знаменском монастыре

В день памяти святителя Димитрия, митрополита Ростовского, Преосвященнейший епископ Елецкий и Лебедянский Максим совершил Божественную литургию в нижнем приделе главного храма Знаменской женской обители города Ельца, ...