К 85-летию со дня кончины
Преподобноисповедник Георгий родился 28 февраля 1868 года в деревне Касимовка Ламской волости Елецкого уезда Орловской губернии (совр. Липецкая область) в многодетной крестьянской семье Димитрия Абрамовича и Феклы Архиповны Лаврухиных. Семья была небольшого достатка, Герасим закончил только три класса сельской школы.
Родители воспитывали своих детей в благочестии. Всем семейством они ездили на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру и другие места. Когда мальчику было 12 лет, он вместе с родителями посетил Оптину пустынь. По обычаю, прибывшие богомольцы направились к преподобному старцу Амвросию за благословением. Когда мать с сыном подошли к старцу, то он обнял отрока за голову, благословил и особо отметил его как будущего инока. Оптина произвела глубокое впечатление на Герасима. Он вернулся в деревню, радостно вспоминая обитель. Постепенно у него созревало желание поступить туда для иноческого жительства, и спустя десять лет Герасим навсегда покинул родительский дом ради дома Отчего. Это было в 1890 году.
Поначалу Герасим трудился по хозяйственной части— на кухне, в пекарне, на свечном заводе, в поле, занимался рыбной ловлей; потом проходил послушание при казначее, затем был помощником ризничего. В 1899 году послушник Герасим был пострижен в монашество с наречением имени Георгий (в честь святого великомученика Георгия). А в 1902 году его рукоположили во иеродиакона. Ему давали ответственные послушания, приходилось ездить в Москву, Петербург, Калугу. Все это отец Георгий стремился исполнять внимательно, тщательно, стараясь не погрешать ни в какой мелочи. Внешние труды сочетались с духовным деланием, с непрестанной борьбой со страстями.
Известно о его разногласиях в вопросах управления скитом со скитоначальником старцем Варсонофием (Плеханковым), что вызвало в Оптиной разделение в среде монахов — событие доселе там неслыханное.
В 1914 года иеродиакон Георгий был переведен в Мещовский Георгиевский монастырь и Указом Святейшего Синода от 31 октября 1915 года назначен на должность настоятеля с рукоположением в сан иеромонаха, был награжден набедренником.
Иеромонах Георгий управлял Мещовской обителью в тяжелое время мировой войны и революции. В этом ему помогали практический опыт и умение рачительно хозяйствовать, приобретенные в Оптиной, доброта и мудрость в отношениях с людьми. 2 ноября 1917 года за настоятельские труды отец Георгий был награжден Святейшим Синодом наперсным крестом.
С наступлением революции начались гонения на Церковь. Духовные бедствия усугублялись голодом на местах. Бывали дни, когда в обители не было хлеба. Отец Георгий прилагал усилия к тому, чтобы прокормить не только братию, но и голодающих крестьян близлежащих сел. С послушниками шил мешочки, в них насыпали муку, затем запрягали лошадку и отвозили эти мешочки бедным крестьянам. Доброго и милосердного настоятеля любили жители Мещовска и окрестных деревень.
В декабре 1918 года в монастырь ворвались большевики, обыскали все помещения, произвели разгром обители, осквернили святыни. Иеромонах Георгий был арестован и обвинен в «тайном заговоре» и «хранении оружия». Пастыря и группу арестованных приговорили к расстрелу. Старец рассказывал, как надев епитрахиль, вышел в глухой коридор помолиться: «Я молился и плакал так, как никогда в жизни». После молитвы он удостоился чудесного видения – ему явился давно умерший купец, семью которого он когда-то спас от разорения, а также его умершая мать, которые сказали, что он останется в живых. Вернувшись в камеру, отец Георгий утешил арестованных, сказав, что они останутся живы. Так и произошло: расстрел арестованным был заменен пятью годами заключения, которое отец Георгий отбывал в Бутырской и Таганской тюрьмах. Шестеро заключенных, избежавших смерти вместе с отцом Георгием, стали его духовными детьми.
Находясь в тюрьме, отец Георгий исполнял должность санитара и был старцем-утешителем для многих узников. Батюшка исповедовал и причащал желающих, старался всех утешить и ободрить. Иногда он со слезами уговаривал умирающих исповедаться, если видел, что человек уходит из этой жизни озлобленным.
В Таганской тюрьме в то время находились будущий священномученик митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) и настоятель Московского Данилова монастыря архиепископ Феодор (Поздеевский). Добродетели иеромонаха Георгия не утаились от архиереев-исповедников, и это имело большое значение для его дальнейшей жизни. Митрополит Кирилл, заметив в нем благодатный дар рассуждения и любви, благословил отца Георгия на старчество, а архиепископ Феодор принял его в Данилов монастырь, взяв старца «на поруки». Будучи насельником Данилова монастыря, иеромонах, а затем архимандрит Георгий был назначен на должность братского духовника. Послушанием его было также принимать исповедь прихожан.
Москвичи полюбили отца Георгия, почитали за дар утешения и прозорливость. Среди его духовных детей были как образованные люди, видные ученые, так и простой народ, всегда окружала старца молодежь. Посещали архимандрита Георгия и архиереи, жившие в то время в Данилове. Многие духовные дети старца претерпели гонения за веру. Среди них священномученики митрополит Серафим (Чичагов), протоиерей Владимир Амбарцумов, иеромонах Павел (Троицкий) и другие. Старец Георгий обладал необыкновенным даром любви, доброты, милосердия, помогал людям советом, делом, молитвой. Имеются многие свидетельства его чудесной молитвенной помощи нуждающимся.
Исключительное внимание архимандрит Георгий уделял молодежи. «Путь человека складывается смолоду, и потом трудно его изменить», – говорил он. Многих юношей и девушек старец направил на путь веры, в те годы исповеднический. Пастырь редко разрешал своим духовным детям принимать монашество, а обычно советовал больше учиться. Он считал, что во время гонений в монастырь могут идти лишь люди, имеющие большой жизненный опыт. Однако человека, которому Господь уготовал монашеский путь, подвижник видел сразу. Стараясь уберечь духовных чад от обвинений в создании «контрреволюционных организаций», отец Георгий не разрешал им создавать какие-либо группы, а свидетельствовать о вере своей жизнью. Часто старец давал своим духовным детям наставления в виде поговорок. «После бури – тишина, после скорби – радость», – говорил пастырь.
«Отец Георгий учил внимательно относиться к людям и усердно исполнять свои семейные и служебные обязанности. Он требовал от духовных детей постоянства в вере и ежедневной молитвы, пусть краткой по необходимости, но внимательной и искренней, и доказательства веры добрыми делами. Всегда говорил, что нужно и можно быть подвижником в повседневной жизни, – вспоминал один из духовных чад архимандрита Георгия. – Батюшка советовал жить трудовой, размеренной, мирной и благочестивой жизнью. Не поощрял пустой болтовни о религии за увеселительным чаем и говорил, что веру нужно утверждать в себе, в семье и в окружающих постоянными добрыми делами, соединенными с молитвою».
Во время разногласий, возникших из-за «Декларации» митрополита Сергия, отец Георгий убеждал братию не вносить разделений в Церковь и остался на стороне Заместителя Местоблюстителя.
В мае 1928 г. архимандрита Георгия арестовали во второй раз. Он был обвинен в том, что «играл роль старца в черносотенном монастыре и вел антисоветскую пропаганду» и приговорен к трем годам ссылки в Казахстан.
Здесь отец Георгий тяжело заболел – у него была обнаружена опухоль гортани. Старец практически не мог есть, дальнейшая жизнь в тяжелых условиях ссылки грозила ему голодной смертью. Однако местные власти намеренно затянули его освобождение на целый год. Весной 1932 г. архимандрит Георгий получил свободу, но в столицу его не отпустили даже на операцию. Последние месяцы своей жизни он провел в Нижнем Новгороде. Кончина отца Георгия была необычной. Он почувствовал облегчение от болезни и мог подолгу беседовать с приехавшими к нему духовными чадами. Среди них был архимандрит Сергий (Воскресенский), который в последние минуты земной жизни старца преподал ему Святые Дары. Батюшка взял Чашу в руки, принял Святые Дары и так, с Чашей в руках, тихо скончался 4 июля 1932 года.
На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году архимандрит Георгий был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. 11 октября 2000 года были обретены его честные мощи. Ныне они покоятся в Покровском храме Данилова монастыря. Имя преподобноисповедника Георгия входит в Собор Липецких святых.
Известный московский батюшка – протоиерей Василий Серебренников, в 20-е годы исповедовавшийся у архимандрита Георгия, вспоминал об этом так: «У отца Георгия была особая доброта, духовная. К нему подходишь и, как бы ни волновался, – успокоишься. Впоследствии таких исповедей, как у отца Георгия, мне не удалось переживать. Это был необыкновенный духовник». И в наше время верующими замечено, что преподобный Георгий помогает чистосердечно покаяться на исповеди, умиряет в ссорах, утешает в скорбях и болезнях, особенно онкологических.
Тропарь преподобноисповеднику Георгию,глас 2
Издетска монашескую жизнь возжелал еси, / преподобне отче Георгие, / в нейже любовь Христову стяжав, / пастырь добрый многим людем был еси, / последи же и изгнание претерпев, / венцем исповедничества украсился еси. / И ныне, предстоя престолу Святыя Троицы, непрестанно моли // спасти и просветити души наша.
Кондак преподобноисповеднику Георгию, глас 4
Евангельским словом вооружився, / всяку скорбь жития сего тленнаго и непостояннаго претерпел еси, / утешая чад твоих любовию, яже во Христе Иисусе, / преподобне Георгие, Даниловская похвало, // моли Христа Бога спасти и нас, чтущих тя.
Подготовила Антонина Чеснокова,
член комиссии по канонизации святых Липецкой митрополии