6 ноября 2017 года в рамках Регионального этапа ХХVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» в Лебедянском Свято-Троицком епархиальном женском монастыре состоялся круглый стол на тему «Древние монашеские традиции в условиях современности», организованный епархиальным отделом по монастырям и монашеству. В ходе заседания обсуждались вопросы внутренней жизни монастырей, сохранения святоотеческих традиций, роль монашества в деле сохранения нравственных ценностей.
Работу круглого стола возглавила руководитель отдела по монастырям и монашеству Елецкой епархии – настоятельница Сезеновского Иоанно-Казанского епархиального женского монастыря – игумения Феофания (Проценко). В данном мероприятие приняли участие члены епархиального отдела по монастырям и монашеству, игумении и насельники монастырей.
В результате двухчасовой встречи за круглым столом были выслушаны и обсуждены разносторонние доклады, затрагивающие вопросы монашеской жизни, нравственных ценностей, здоровья и свободы личности.
Участники круглого стола обменялись мнениями и духовным опытом в решении насущных вопросов, поднятых в ходе дискуссии.
В отношении обсуждаемых тем участники круглого стола подчеркнули следующее:
1. Девство, послушание, нестяжание – это те обеты посредством которых подвизающийся монах достигает высот духовного совершенства, сохраняет нравственные ценности, которые стоят в основе Православной Веры.
Монашество – это возглавие, завершение и совмещение всего христианского подвижничества. Но всем христианам обязательны воодушевление веры, подвиг поста, умерщвление страстей, смирение.
2. Монастырь для мира и общества, как маяк светящий в нощи и каждый кто находится в обители, составляют единый организм, единый инструмент служащий на благо Церкви и общества. Как человек рожденный и с младенчества воспитанный родителями в Вере Православной, входя во взрослую жизнь, сохраняет и несет все ценности нравственного воспитания, так и монах, отрекаясь от мира и его соблазнов, посредством молитвы и верности обетам, сохраняет в монашеском братстве и в обществе в целом, ту нравственную чистоту, к которой призывает нас Господь через Православную Церковь.
3. Аскетизм для монаха это не цель сама по себе, но средство к самоотречению и совершенствованию духа, и соединению со Христом. Аскетизм имеет целью помочь монаху-подвижнику совлечься ветхого человека с его страстьми и похотьми, чтобы облечься в нового. Но для инока недостаточно одних телесных подвигов, более необходимо внутреннее делание – внимание себе и хранение своего сердца.
4. Монашеский постриг – это изъявление свободной воли. Не даром при постриге игумен вопрошает: «Вольным ли своим разумом, и вольною ли своею волею… Не от некия ли нужды или насилия?»
В обете послушания усматривается прежде всего польза для самого постригаемого, ибо монашеское послушание споспешествует к достижению нравственного совершенства, помогает видеть Волю Божию, освобождает от опасности собственного произвола и рабства страстям.
Монашеское послушание имеет в основе своей послушание законному начальству – игумену и старцам, но и оно станет на более высокую и совершенную ступень, если будет продиктовано не законом страха перед последствиями, не законом долга, – но законом любви, перейдет в душевное расположение, станет для самого послушника желанным и необходимым.
Подводя итоги работы круглого стола, участники выразили благодарность Преосвященнейшему Максиму епископу Елецкому и Лебедянскому за благословение провести данное мероприятие, а также всем докладчикам и участникам за совместную плодотворную работу.
Руководитель епархиального отдела по монастырям и монашеству
игумения Феофания (Проценко)