Ваше Высокопреосвященство, митрополит Никон,
Ваши высокопреподобия, Ваши преподобия,
матушки игумении, иноки и инокини,
уважаемые гости, дорогие братья и сестры,
участники собрания духовенства и мирян Елецкой епархии!
Милостью Божией мы завершаем 2015 год, приспело время подвести итоги деятельности нашей епархии за этот период.
В течение всего года расширялась и совершенствовалась работа различных епархиальных структур, обеспечивающих активную и слаженную деятельность Елецкой епархии в целом. И сегодня всем нам надлежит дать ответ о понесенных трудах.
По Уставу Русской Православной Церкви (п.36), «Епархиальное собрание, возглавляемое епархиальным архиереем, является органом управления епархией и состоит из клира, монашествующих и мирян, проживающих на территории епархии и представляющих канонические подразделения, входящие в состав епархии».
Собрание мирян, в виду довольно большого количества и разнообразной тематики предложенных вопросов, состоялось вчера после вечернего богослужения здесь же, в нижнем приделе в честь святителя Тихона Задонского. На все вопросы мы постарались дать доступные и объективные ответы. Отрадно, что сохраняется активное участие мирян в жизни приходов нашей епархии.
Назначая епархиальное собрание одним из органов управления епархией, Церковь с древних времен мыслила его как реализацию своей соборности, но не только по каким-то частным вопросам, но прежде всего для совместного участия в Евхаристии.
Именно из этого источника, имея единение друг с другом во Христе, мы получаем благодатные силы для нашего дальнейшего служения, для свидетельства миру словами и делами спасительную Евангельскую Истину.
Ярчайшим примером такого гармоничного и неутомимого служения является жизнь святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Отец Иоанн, сознавая всю значимость пастырской деятельности, учил прежде всего о значении священника как совершителя Таинств, как орудия освящения, преображения и, в конце концов, обожения человеков[1].
Что же касается пастырства, то он знал, что вся сила его почерпается в молитвенном предстоянии священника у престола Божия и, более всего, через совершение Таинства Церкви — Евхаристии[2].
Отец Иоанн напоминал своей пастве, что «Христос есть единственный Первосвященник, первый и последний» и что «Он Сам в нас и через нас священствует»[3].
Но «великие полномочия», данные священнику, возлагают на него и великую ответственность. Ответственность священника отец Иоанн связывает в особенности с бесконечной святостью Литургии и Таинства Евхаристии. Он никогда не забывает, что Бескровная Жертва есть таинственное повторение Жертвенного Заклания Господа и высшее выражение Любви Бога к людям. Поэтому-то совершающий ее по божественному полномочию священник должен и сам стяжать в себе Божественную любовь[4].
Безусловно, что такая любовь – это дар, который стяжается через очищение от страстей. «В нем (то есть в священнике) не должно быть никогда ни тени гнева и огорчения на кого-либо или пристрастия к чему-либо земному — к пище ли, одежде ли, украшению ли, отличию ли служебному, к лицу ли какому. Он всегда должен быть горний, Божий, святой! Да будет так!»[5]
И не одних нечистых, корыстных и недобрых переживаний должен остерегаться священник. Постоянно перечисляя именно эти опасности, отец Иоанн указывает не раз и на другие слабости: страшливость, боязнь, трусость.
«Ты представитель веры и Церкви, иерей, ты представитель Самого Христа Господа, — пишет он, — ты должен быть образцом кротости, чистоты, мужества, твердости, терпения, возвышенного духа. Ты делаешь дело Божие, и ни перед кем не должен падать духом, никому не должен льстить, раболепствовать и должен считать дело свое выше всех дел человеческих»[6].
Дай Бог нам стремиться соответствовать словам Кронштадтского пастыря.
Обзор деятельности Правящего Архиерея Елецкой епархии
Литургическое общение со священнослужителями и паствой является основным направлением деятельности епископа. За текущий год нами было совершено 234 архиерейских богослужений в приходских храмах и монастырях. Также было совершено рукоположений: диаконских – 3, священнических – 3.
В связи с важностью вопросов, касающихся духовно-нравственного здоровья общества, сохранения истории и культуры нашей родины и противодействия вызовам современности, особое внимание уделяется взаимодействию Управляющего епархией с органами государственной власти, руководителями силовых структур, представителями предпринимательства, сферы образования, социальной работы и творческой интеллигенции.
Это взаимодействие реализуется через участие или совместное проведение мероприятий, связанных с престольными праздниками храмов, церковно-государственными датами и памятными сугубо для нашей епархии и города Ельца событиями.
Уходящий год был ознаменован особой датой – 1000-летие, со дня блаженной кончины святого равноапостольного князя Владимира – просветителя Руси.
Традиционно, в январе на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина состоялся региональный этап Международных Рождественских образовательных чтений, посвященный этому событию. Пленарное заседание чтений завершилось концертом, в котором объединили свои силы архиерейский мужской хор Елецкой епархии, хор университета и объединенный хор певчих храмов г. Ельца. Сводных хор насчитывал порядка 90 человек.
Отмечу, что данный форум в нашей епархии вышел на качественно новый уровень и стал весьма значимым событием.
В дни Пасхальных торжеств, в течение всей Светлой седмицы, мне посчастливилось не только совершать богослужения, но и принимать участие в пасхальных концертах, подготовленных в каждом благочинии духовенством, педагогами и учащимися воскресных школ.
В этих мероприятиях также был проявлен высокий уровень организации и проведения.
Через весь год прошло празднование еще одной знаменательной для нашего Отечества даты – 70-летие Великой Победы. Помимо традиционных торжеств в сам день праздника – 9 мая, накануне, 8 числа в Вознесенском соборе состоялся архиерейский прием для ветеранов.
10 мая в Елецком университете состоялся праздничный концерт с участием архиерейского мужского хора, хоровых коллективов города и духового оркестра Елецкого колледжа искусств им. Тихона Николаевича Хренникова.
Украшением концерта стал солист московского театра «Русская опера» Дмитрий Григорьев и сводный хор воскресных и общеобразовательных школ города, общим числом 100 человек.
А совсем недавно, 4 декабря, в праздник Введения мне довелось принять участие в открытии мемориала «Знамя Победы», приуроченном к юбилею Победы и годовщине Елецкой наступательной операции.
Так же в мае прошел ряд мероприятий, приуроченных ко Дню святых равноапостольных Мефодия и Кирилла – Дню славянской письменности и культуры. Центральными событиями праздника стали Божественная Литургия в Вознесенском кафедральном соборе, Крестный ход и молебен равноапостольным братьям на городской Площади воинской славы.
В рамках Кирилло-Мефодиевских торжеств мы почтили еще одну дату – 200-летие со дня рождения святителя Феофана Затворника, нашего земляка. 23 мая в ЕГУ им. И.А. Бунина состоялась памятная конференция в его честь.
В июне этого года, в селе Чернава прошли основные торжества в честь святителя Феофана. На богослужения прибыли Преосвященные архиереи из различных епархий: митрополит Липецкий и Задонский Никон, архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан, епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий.
В честь юбилейной даты митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин передал в дар нашей епархии частицу мощей святителя.
Также в июне состоялась памятная конференция в честь 120-летия подвижника нашего времени – архимандрита Исаакия (Виноградова), которая проводится один раз в пять лет.
С 21 по 26 августа, к дню памяти святителя Тихона Задонского, состоялся традиционный крестный ход Елец – Задонск.
В день празднования Елецкой иконы Божией Матери, вновь по центральным улицам города прошел Крестный ход к храму Рождества Богородицы, на месте явления Божией Матери Тамерлану. В этом храме был отслужен торжественный молебен, по окончании которого состоялся концерт духовных песнопений.
Расширяется почитание еще одного небесного покровителя нашей епархии – священномученика Сергия (Зверева), архиепископа Елецкого. В этом году 18 ноября также была проведена памятная конференция, а Божественную литургию 20 ноября в Вознесенском соборе совершили митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан, епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген и епископ Бийский и Белокурихинский Серапион.
Богослужебные песнопения исполняли хоры собора и архиерейский мужской хор.
Нельзя не отметить то, что Елецкая епархия входит в состав Липецкой митрополии, поэтому видится необходимым взаимодействие епархий и правящих архиереев. Одним из форматов такого взаимодействия стало участие делегаций Елецкой епархии 19 ноября в Рождественских чтениях Липецкой епархии, а 11 декабря – в XI Международных образовательных Свято-Тихоновских чтениях в г. Липецке.
Не менее важным аспектом деятельности стало посещение в 2015 году ряда образовательных и социальных учреждений с важными темами, касающимися отечественной истории, этики, нравственности и духовных ценностей.
Далее отдельно хочу затронуть избранные направления служения Церкви.
Восстановление и сохранение памятников,
церковное строительство
В нашей епархии, изобилующей архитектурными памятниками, продолжается процесс их восстановления. Вместе с тем, в частности, в г. Ельце осуществляется подготовка к строительству новых храмов: в честь великомученика Пантелеимона в поселке Александровка и Покровский храм в «засоненской» части города рядом с корпусом университета в районе «Красных казарм».
По-прежнему остро стоит возвращение в собственность Церкви и возрождение Елецкого Троицкого мужского монастыря.
В частности, по этому и другим вопросам проводились рабочие встречи с заместителем начальника Управления культуры по Липецкой области Михаилом Сергеевичем Рязанцевым, главным федеральным инспектором по Липецкой области Кириллом Александровичем Балашовым и непосредственно с полномочным представителем Президента в Центральном федеральном округе Александром Дмитриевичем Бегловым.
Они выразили личную заинтересованность в возрождении обители и других культурных объектов, передаваемых Церкви.
Важно понимать, что восстановление храмов, это не частная прихоть, а способ действительно изменить жизнь людей к лучшему, изменить их духовный настрой, помочь найти верные ориентиры в жизни и прочное нравственное основание.
Несмотря на то, что современный информационный поток разрушает нравственную природу человека, путает цели и ценности, тяга людей к вере говорит о желании иметь прочную систему нравственных координат, без которой никакие экономические успехи не могут повысить качество человеческой жизни.
Храмы становятся важными духовно-просветительскими и социальными центрами, вокруг которых сплачиваются люди, образующие живую общину[7].
Религиозное образование и катехизация
На приходах, силами благочинных, настоятелей и прихожан, создаются новые воскресные школы. В тех местах, где они уже действуют какое-то время, улучшается материальное обеспечение, появляются отдельные здания и оснащенные аудитории, и, конечно же, продолжается процесс качественного повышения уровня образования.
Это связано с тенденцией к единообразию обучения по программам, разработанным на основе общецерковного Стандарта образовательной деятельности.
Епархиальному отделу образования я настоятельно рекомендую оказывать полную методическую поддержку, особенно, воскресным школам небольших сельских приходов. Необходимо создавать единые епархиальные образцы учредительных и рабочих документов, чтобы максимально облегчить процесс епархиальной аттестации и учебный процесс в целом. А благочинным и настоятелям взаимодействовать с отделом по этим вопросам.
Отрадно, что практически за каждым воскресным богослужением, которое я совершаю на приходах, поет детский хор. Показателем верных образовательных установок в воскресной школе всегда будет являться участие детей в богослужении в качестве певцов, чтецов и алтарников
Церковь сегодня также уделяет особое внимание и катехизаторской деятельности.
«Сегодня перед священнослужителями и мирянами стоит задача изменить потребительское отношение людей к Церкви. Ведь как часто происходит? Люди хотят покрестить ребенка или обвенчаться, но идут на катехизические беседы лишь потому, что это является необходимым условием для совершения Таинств. Церковь такими людьми воспринимается как бюро по оказанию духовных услуг. Это отношение необходимо менять. И это во многом зависит от усилий катехизатора, от его подхода к совершаемому служению. Церковь — это не комбинат по производству благодати, а живой богочеловеческий организм, в котором обитает и действует Святой Дух» – утверждает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – «Катехизация призвана открыть для них подлинное христианство»[8].
Церковь и молодежь
В наши дни привлечение молодежи к церковной деятельности является одним из приоритетных направлений. Церковь убеждена, что именно с молодым поколением связано формирование нового здорового православного образа жизни.
При бурном развитии деятельности приходов, испытывается нехватка активных кадров. Единственный выход видится в привлечении потенциала молодежи, которому нам необходимо помочь воплотиться в жизнь.
По-прежнему открытым является вопрос о создании при крупных приходах молодежных православных объединений-братств, которые помогли бы реализовывать различные церковные проекты. Необходимо также развивать контакты с волонтерским движением города.
Надеюсь, в наступающем году этот замысел сдвинется с мертвой точки.
Память новомучеников и исповедников
Предметом постоянной заботы Церковных Соборов последних лет является распространение почитания новомучеников и исповедников Церкви Русской. К сожалению, их подвиг пока еще недостаточно известен большинству наших соотечественников. Нам важно предпринимать все необходимые усилия для увековечения в людских умах и сердцах памяти об их жертве, которая воспламеняла бы в наших современниках любовь ко Христу.
В нашей епархии подвиги священномученика Сергия (Зверева), Иоанна Кочурова и многих других решено в обязательном порядке включить в учебные программы воскресных школ.
Призываю настоятелей отнестись к этому с должной ответственностью, а так же призываю духовенство активизировать поиск информации о пострадавших за веру в XX веке на территории нашей епархии для исследования и возможной канонизации.
Казачество
Казаки — это уже неотъемлемая часть нашего общества. Не будем забывать, что их быт и культура формировались под прямым влиянием Церкви. Это люди, вдохновленные христианскими идеалами, посвящали свою жизнь защите Родины.
В 1990-е годы начался очень быстрый процесс возрождения казачества. Вернулась форма и некоторые особенности быта. Но долгое время казаки не были организованы, воспринимались обществом как что-то устаревшее, показное.
За минувшие годы многое изменилось. Казаки вновь возвращаются в Церковь. Выражением этого соединения стало принятие своего рода концепции по взаимоотношениям Церкви и казачьего общества в сентябре этого года на заседании Высшего Церковного совета.
Хотелось бы, чтобы пункты этого документа хотя бы частично воплотились в жизнь и у нас.
Заключение
В завершение своего доклада выражаю слова благодарности всем вам, отцы, братья и сестры, за понесенные в текущем году труды и ваше ревностное служение.
Сердечно желаю вам крепости сил и вдохновения на сем нелегком пути и обращаюсь к вам словами апостола Павла: «Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13, 11).
Благословение Божие да пребывает над всеми нами!
________________________________________
[1] Отец Иоанн Кронштадтский о священстве. Православный журнал «Преображение». Электронный ресурс.
Режим доступа:
[2] Там же
[3] Там же
[4] Отец Иоанн Кронштадтский о священстве. Православный журнал «Преображение». Электронный ресурс.
Режим доступа:
[5] Там же
[6] Там же
[7] Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на V заседании Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/4053342.html.
[8] Религиозное образование стало качественнее. Интервью Святейшего Патриарха Кирилла журналу «Православное образование». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3966661.html.