Интервью для газеты Елецкого района “В краю родном” к празднику Успения Божией Матери с настоятелем Успенского храма села Нижний Воргол Елецкого района

В дни Успенского поста редакция районной газеты “В краю родном” обратилась с просьбой дать интервью к настоятелю Успенского храма села Нижний Воргол Елецкого района иерею Виктору Слугину.

О том что за праздник Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии? Как следует себя вести в Успенский пост? И как отмечается этот праздник в церкви Успения Пресвятой Богородицы, спрашивает журналист местной районной газеты “В краю родном” Виктория Удачина.

Отец Виктор, Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — что это за православный праздник?

«При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин.19:25—27)».

Так после Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, в его же отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской.

Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Как и апостолы, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь.

Благоговение древних христиан к Пресвятой Деве было чрезвычайно. Они сохранили всё о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, поэтому обстоятельства Успения Божией Матери известны Православной Церкви от времен апостольских. Так мы знаем, что о скором Успении Пресвятой Деве возвестил архангел Гавриил, в ознаменование своих слов вручив Богородице ветвь райского древа. О полученном от ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому. Желая видеть перед смертью апостолов, она обратилась с молитвой к Богу, и по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедью Евангелия по концам вселенной Апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия. Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно своего имущества, Богородица приготовилась к смерти.

Вот что говорится о ее Успении у свт. Димитрия Ростовского:

– «Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, — сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери».

После этого Дева Мария мирно отошла в руки Господа, как бы уснула. Поэтому и называется это событие в жизни Пресвятой Богородицы – Успением, т.е. засыпанием.

О том что Тело Пресвятой Богородицы вознеслось на Небо мы знаем благодаря апостолу Фоме, который промыслительно не участвовал в погребении, не будучи принесенным ангелами в Иерусалим подобно другим апостолам. Когда он пришел в св. город Пресвятую Богородицу уже погребли. Сочувствуя его желанию проститься с Материю Божией апостолы открыли пещеру:

«…когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, — остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?»

В этот день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни». — свт. Димитрий Ростовский.

В Православии этот праздник относится к числу двунадесятых т.е. к одному из двенадцати самых больших праздников, исключая праздников-праздник Воскресение Христово и отмечается христианами с самых древних времен.

Торжеству предшествует Успенский пост, как следует вести себя во время него, в чем себя ограничивать, чему больше посвящать времени? Какие молитвы читать?

Успенский пост по свому Уставу подобен Великому посту, т. е. является строгим. Св. Церковь предписывает в будние дни поста – понедельник, среду, пятницу сухоядение, во вторник же и четверг можно вкушать вареную пищу, в субботу и воскресенье можно вкушать пищу с растительным мастом. Рыбу в течение поста можно вкушать только один раз на Преображение Господне, 19 августа.

Разумеется здоровым людям нельзя употреблять никакого мяса, яиц и молока. Также необходимо воздерживаться от развлечений.

Несмотря на то, что пост является одним из самых строгих, он является и самым коротким постом – длится всего две недели (исключением явл. самый короткий период Петрова поста, время которого зависит от времени совершения Пасхи и длится от шести недель, до – недели и одного дня).

Как и во всякий пост в Успенский следует еще больше, чем обычно, посвящать время молитве, церковным службам, богодухновенному чтению Писания и житий святых отцов. Обязательно, по согласованию с духовником, хотя бы раз или два за пост надо причаститься.

Ожидая праздник и в сам праздник можно дополнительно к молитвенному правилу читать акафист Успению Божией Матери.

Великий праздник — особый праздник для прихода церкви Успения Пресвятой Богородицы. Как верующие и вы сами, как настоятель храма, проводите этот день? Много ли людей извне села приезжают на торжество?

Для храма одним из самых больших праздников является праздник храмового святого или события из жизни Господа или Пресвятой Богородиицы, которому посвящен Престол храма. В нашем храме, как Вы правильно заметили, Престол посвящен празднику Успения Божией Матери. Конечно для меня, как и для прихожан храма этот день является особым, его мы отмечаем с особой радостью и торжеством.

Накануне праздника в храме совершается Всенощное бдение, а в самый день праздничная Божественная литургия, оканчивающаяся молебном и крестным ходом. После службы следует праздничная трапеза, которую разделяют все участники молитвы. Вечером в центре села проходит праздничный концерт, т.к. праздник Успения является также и Днем села.

К сожалению, хочется заметить, что в концерте принимает участие гораздо больше сельчан, чем в самой службе. В этом проявляется непонимание ни самого праздника, ни того как его следует проводить, оторванность от Церкви и религиозных традиций своего народа. Я всегда говорю: «Кто не был утром в храме на службе, тот не приходи и вечером», – конечно не для того, чтобы действительно не приходили, ведь они пусть хоть так, “по светски”, но тоже почтят Божию Матерь и встретятся с прихожанами, говорю же это, чтобы так, возможно, всколыхнуть закосневшую совесть и задремавшее религиозное осознание праздника и духовной жизни.

С прискорбием приходиться и отметить, что не смотря на то, что наш храм Успенский, самого Престола Успению еще нет. Мы служим в приделе Николая Угодника, центральная же часть разрушена богоборческой властью и продолжает оставаться в таком состоянии равнодушием местной администрации и самих жителей.

Но мы не перестаем молиться и надеяться, что когда-нибудь Успенский храм в селе Нижний Воргол, молитвою и помощью Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в чеcть которой главным образом и сооружен, восстанет из руин и будет снова озарять Воргольские заповедные скалы своей красотой!

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Интервьюер – журналист местной районной газеты “В краю родном” Виктория Удачина, на вопросы отвечал настоятель Успенского храма в селе Нижний Воргол иерей Виктор Слугин

x

Смотрите также

Престольный праздник в Никольском храме города Чаплыгина

В престольный праздник Преосвященнейший епископ Елецкий и Лебедянский Максим совершил Божественную литургию в Никольском храме города Чаплыгина. У входа в храм с цветами и ...