Иконостас русского православного храма

Архитектор М.Кеслер

1.​ История

Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозаветных скинии и Иерусалимского храма. Внутри скиния была разделена на две части четырьмя столбами из дере​ва ситтим, обложенными золотом, утверждёнными на подножиях из серебра; на этих столбах висела завеса. За завесой, в Святом Святых, куда входил только первосвященник однажды в год, стоял ковчег со скрижалями Завета. Иерусалимский храм также был разделён на два помещения перегородкой из кедрового дерева: внешнее – Святое и внутреннее – Святое Святых. Дверь с дверцами из оливкового дерева, украшенными изображениями херувимов, пальм, цветов, обложенная золотом, представляла вход в Святое Святых. Перед этим входом висела, как и в скинии, завеса из искусно сделанной многоцветной ткани.

В катакомбных церквах сохранились черты древнеалтарного устройства, и в этом отношении они могут служить первичным типом христианского алтаря. В усыпальнице св. Агнессы алтарь занимал целое помещение – кубикулу и отделялся от двух остальных решётками, линия которых обозначена полуколоннами из туфа, выбитыми при входе в кубикулу и служившими опорой для решёток и пограничной чертой между местом для мирян и алтарём.

В раннехристианских базиликах алтарь отделялся от средней части мраморной алтарной преградой в виде четырёх колонн, на которых покоился архитрав, которая называлась по гречески «темплон» или «космитис». Она не столько закрывала, сколько выделяла алтарь, подчеркивая его значимость как места совершения Таинства. Архитрав обычно украшали резьбой с изображением виноградных лоз, павлинов и других символических образов, над вратами помещался резной или скульптурный крест. Со временем между колонн стали ставить иконы Христа, Богородицы, святых. Император Юстиниан (527-565) усложнил форму преграды, поставив в Св. Софии Константинопольской 12 колонн по числу апостолов, а при Василии Македонянине (867-886) на архитраве появилось изображение Христа. К XIIв. темплон в виде портика с большими иконами Спасителя, Богоматери и святого данного храма уже был широко распространен. Иногда над царскими вратами помещали дейисис (Христос, Богоматерь и Иоанн Предтеча). В некоторых храмах уже в XI в. появляется ряд из двунадесятых праздников. В поздневизантийский период преграда могла достигать двух-трех рядов (деисис, апостолы и пророки, праздники), но все же греки предпочитали одноярусные темплоны. Алтарная преграда проходила под аркой, отделявшей неф от ал​тарной апсиды, и обычно простиралась дальше к северу и югу, отго​раживая жертвенник и диаконник. Со временем появление ико​ностаса с тремя вратами сделало возможным в церквах с одной ап​сидой располагать жертвенник прямо в алтаре, сбоку от престола.

Преграда перешла на Русь из Византии в форме двухъярусного иконостаса. В домонгольское время алтарная часть отделялась от средней части храма низкой деревянной или мраморной преградой, украшенной помимо образов Христа и Богоматери и различных местных святынь одним­двумя ряда​ми икон. Алтарь с его настенной живописью оставался откры​тым для обозрения молящихся в храме.

Первым высоким иконостасом принято считать иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, состоящего из трех ярусов (по-древнерусски – чинов): местного, деисиса и праздников. Согласно летописи, его создавала в 1405 г. артель во главе с Феофаном Греком, старцем Прохором с Городца и чернецом Андреем Рублевым. С именем последнего и связывают создание высокого иконостаса: в 1408 г. он принимал участие в создании иконостаса Успенского собора Владимира, а в 1425-27 гг. – Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

К концу XV в. появляется четвертый ярус – пророческий, а в конце XVI в. пятый –праотеческий. К XVII в. тип пятиярусного иконостаса закрепляется повсеместно, его и принято считать классическим. Однако известны шести и семиярусные иконостасы В состав иконостаса стали включать страстные ряды – изображение страстей Христовых. Над верхним рядом появляется ярус серафимов и херувимов. Большой Московский собор 1666-1667 гг. постановил завершать иконостас Распятием.

Дальнейшая эволюция форм иконостаса связана с развитием декора. В конце XVII – XVIII вв. в Россию приходит стиль барокко с его пышным и затейливым декором. Иконостасы украшались богатой резьбой, покрывались обильной позолотой, имели причудливую конфигурацию, включали высокий рельеф и даже скульптуру. Иконы становятся живописными, строгость и последовательность чинов не соблюдается. В конце XVIII в. на смену барокко приходит классицизм. Иконостас украшается колоннами, портиками, антаблементом, в декор еще чаще входит рельеф и кругля скульптура, роль изображений сводится к минимуму. С середины XIX в. возводятся эклектичные: иконостасы в «византийско-русском» стиле. На рубеже XIX-XX вв. происходит возвращение к одноярусным алтарным преградам – каменным, византийским или деревянным, древнерусским. Создавались также оригинальные иконостасы, например, из фарфора или черного мореного дуба.

2.​ Богословие

В высоком иконостасе русских храмов полностью реализуется символика алтарных преград раннехристианских и византийских храмов. Симеон Солунский писал: «Посему поверх столбов космитис означает союз любви и единство во Христе… Оттого поверх космита, посредине между святыми иконами, изоб​ражаются Спаситель и по сторонам от Него Богоматерь и Крести​тель, ангелы и апостолы и другие святые. Это научает нас, что Христос находится и на небесах со Своими святыми, и с нами теперь, и что Он ещё должен прийти». Иконостас, отделяющий алтарь от средней части храма, выража​ет мысль о самой тесной и неразрывной связи, существующей между миром чувственным и духовным посредством молитвенной помощи изоб​ражённых там на иконах небожителей. С появлением иконостаса собрание верующих оказа​лось поставленным буквально лицом к лицу с собрани​ем небожителей, таинственно присутствующих в обра​зах иконостаса. Как в евхаристической молитве на литургии поминаются в вере почившие ветхозаветные праотцы, отцы, патриархи, пророки, новозаветные апостолы, мученики, исповедники, а потом и все живые и находящиеся в храме верующие, так и иконостас продолжают собравшиеся в храме христиане.

«Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не оказал​ся для нас как ничто,– пишет священник Павел Фло​ренский (1882–1943). Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделён только ви​димыми свидетелями мира невидимого, живыми символами соединения того и другого, иначе – святыми. Иконостас есть граница между миром види​мым и миром невидимым, и осуществляется эта алтар​ная преграда, делается доступной сознанию сплотив​шимся рядом святых, облаком свидетелей, обступив​ших Престол Божий… Иконостас есть явление святых и ангелов… явление небесных свидетелей и прежде все​го Богоматери и Самого Христа во плоти – свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти». Иконостас не закрывает алтарь от верующих в храме, а раскрывает для них духовную сущность того, что со​держится и совершается в алтаре.Сущность эта состо​ит в том обожении, к которому призваны и стремятся члены земной Церкви и которого уже достигли члены Церкви Небесной, явленные в иконостасе. Образы иконостаса показывают тот результат сближения с Богом и пребывания в единении с Ним, к которому направле​ны все священнодействия Христовой Церкви, в том чис​ле те, что совершаются внутри алтаря.

Иконостас в целом постепенно раскрывает пути Божественного От​кровения и осуществления спасения – от предуготовления его в предках Христа по плоти и предвозвещения его пророками. Каждый из рядов представляет определённый период священной истории, соотносимый с вечным – своим центральным образом – вершиной предуготовления и пророчеств. Через зри​мые образы иконостас ведёт к праздничному ряду – исполне​нию предуготованного и далее к ряду, где всё устремлено к Христу. В одной плоскости, легко обозреваемой с различных точек и охватываемой единым взором, иконостас раскрывает и историю человека, образа Триединого Бога, и пути Бога в исто​рии. По мнению Павла Фло​ренского: «Сверху вниз идут пути Божественного Откровения и осу​ществления спасения… В ответ на Божественное Откровение снизу вверх идут пути восхождения человека: через принятие евангельского благовестия (евангелисты на царских вратах), сочетание воли человеческой с волей Божией (образ Благове​щения здесь и есть образ сочетания этих двух воль), через молитву и, наконец, через причащение Таинству Евхаристии осу​ществляет человек своё восхождение к тому, что изображает деисисный чин, к единству Церкви», «вещественный иконостас не заменяет собой иконо​стаса живых свидетелей и ставится не вместо них, а лишь как указание на них, чтобы сосредоточить молящихся вниманием на них… Образно говоря, храм без вещественного иконостаса отделён от алтаря глухой стеной, иконостас же пробивает в нём окна, и тогда через их стекла мы… можем видеть происхо​дящее за ними – живых свидетелей Божиих. Уничтожить ико​ны – это значит замуровать окна».

Таким образом, иконостас не совсем закрывает ал​тарь: напротив, с духовной точки зрения он раскрыва​ет верующим величайшие истины Домостроительства Божия о спасении. Живое таинственное общение угодников Божиих, в которых уже восстанов​лен образ Божий с людьми, стоящими в храме, в которых этот образ ещё только должен быть восстановлен, создаёт совокупность Церквей небесной и земной.

3.​ Состав

В иконостасе тематика икон строго последовательна, как в целом, так и в отдельных своих частях. В своей классической форме иконостас состоит из пяти рядов икон, увенчанных Крестом. Пятиярусный иконостас нужно рассматривать сверху вниз. Вначале на иконостасе показывается ожидание человечеством обещенного Богом Спасителя, затем явление Христа в мир и совершенное Им искупление.

Венчает иконостас Крест Христов. Тем самым вся история воспринимается как восхождение к Голгофе, где совершилось спасение человечества. Распятие в завершении иконостаса подчеркивает, что Христос есть Искупитель и Жертва, благодаря которой осуществляется спасение.

Два верхних ряда: праотеческий и пророческий показывают предуготовление Новозаветной Церкви в предках Христа по плоти и предвозвещение её в пророках. Каждый из этих чинов представляет определенный период Священной истории, и каждый соотносится со своим центральным образом – вершиной предуготовлений и пророчеств.

Верхний праотеческий ряд, или чин, представляет первоначальную ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея, период дозаконный, в лице ветхозаветных праотцев с соответствующими текстами на развернутых свитках. В нём изображены праотцы, ближе всех стоящие ко времени райской жизни: Адам (иногда и Ева), Авель, Ной, Сим, Мельхиседек, Авраам и др. В середине этого яруса помещается образ Святой Троицы – явление Аврааму у дуба Мамврийского, как первый завет Бога с человеком и первое откровение Триединого Бога, или образ «Отечество», показывающий все три ипостаси: Отца, Сына и Святого Духа, посредством имеющихся в христианстве символов.

Ниже – ряд пророческий, представляющий ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа, период подзаконный. Здесь изображались вожди, первосвященники, судьи, цари, пророки также с развернутыми свитками в руках, на которых написаны тексты из их пророчеств о Спасителе, Который должен придти в мир. Икона Боговоплощения посреди пророческого ряда указывает на непосредственную связь между Ветхим и Новым Заветом. При этом распространенным вариантом стала икона «Знамение» с изображением Христа в медальоне на фоне чрева Богородицы, иног​да – Богоматерь на престоле с Младенцем Иисусом на коленях. По обеим сторонам её обычно располагались Давид, Соломон, Да​ниил, Исайя, Аарон, Гедеон, Иезекииль, Иона, Моисей.

Следующий ярус иконостаса – праздничный; он представляет собою период новозаветный, выражая исполнение того, что предвозвещено в верхних рядах: Здесь изображены те события Нового Завета, которые, составляя годовой литургический круг, особенно торжественно празднуются Церковью, как своего рода главные этапы промыслительного действия Божия в мире, постепенное осуществление спасения. Обычно «праздники» располагали в следующем порядке слева направо: «Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Бла​говещение», «Рождество Христово», «Сретенье», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение креста». Дополнительно к этим двенадцати праздникам, а иногда и взамен их в этот ряд включали иконы на другие евангельские сюжеты: «Пятидесятницу», «Покров», «Сошествие во ад» и др.

Следующий ряд иконостаса называется деисисным (деисис значит молитва). Основная тема его – моление Церкви за мир. Здесь показывается момент второго пришествия Христа и Страшного суда, когда Церковь молит Христа-Судью за человечество. Здесь Христос выступает как Судья мира, перед Которым пред​стательствуют за грехи человеческие Богоматерь – символ но​возаветной Церкви и Иоанн Предтеча – символ Церкви ветхоза​ветной. В акте моления принимают участие ангелы, апостолы, святители, мученики. Христос изображется сидящим на престоле, так называемый «Спас в силах». Сквозь «прозрачный» престол видны сферы сияний небесной сла​вы. На фоне изображаются «силы небесные» – херувимы и серафимы. Этот чин является центральной и главнейшей частью иконостаса.

Нижний ярус иконостаса – местный. В центре местного ряда находятся царские врата. Слева от врат помещается икона Богоматери с младенцем, справа – икона Спа​сителя. Справа от иконы Спасителя. помещается «храмовая икона» показывающая в честь какого праздника или святого освящена церковь. Слева от иконы Богоматери помещается та икона, по которой можно определить, какого святого наиболее почитают в этом храме.

На северных и южных вратах изображаются Архангелы или святые диаконы, как сослужители при совершении Таинства. На южной двери Архангел иногда заменяется благоразумным разбойником, чем подчеркивается понимание этих дверей как входа в небесный рай, символом которого является алтарь.

На средних дверях, царских вратах, обычно изображаются Благовещение и ниже – четыре евангелиста. Иногда здесь изображаются святые Василий Великий и Иоанн Златоуст с Евангелием в руках или с развернутым свитком с литургическим текстом. Символически Царские врата представляют вход в Царствие Божие. Благовещение здесь – начало, открывающее человеку вход в это Царствие; оно – олицетворение той вести, которая возвещена евангелистами и здесь благовестие их относится непосредственно к человеку, приходящему сюда для приобщения к этому Царствию. Здесь, на солее, на грани между алтарем и средней частью храма совершается причащение верующих. Поэтому над вратами помещается изображение Евхаристии. При богослужении в иконостасе открываются цар​ские врата, давая возможность верующим созерцать святыню алтаря – престол и всё происходящее в алта​ре.

4.​ Исполнение

В современной практике иконостасы изготовляют чаще всего из дерева или натурального камня (мрамора, песчаника). В отдельных случаях используют фаянс или кованный металл.

В деревянных тябловых иконостасах сплошные ряды икон устанавливаются между горизонтальными деревянными брусьями – тяблами. Лицевая поверхность брусьев может быть расписана растительным орнаментом или украшена деревянной резьбой. Более сложный тип – резной иконостас с системой горизонтальных и вертикальных членений, обильно украшенных деревянной резьбой, басмой и т.д.

Обычно резчики используют распространенные древесные породы: сосну, липу, дуб, но иногда используется груша, грецкий орех и черное дерево. Сегодня резчики чаще всего применяют глухую или сквозную горельефную резьбу, отличающуюся особой декоративностью. Деревянная резьба может тонироваться либо левкаситься и покрываться позолотой, серебром и цветными лаками. Нижние части местного ряда иногда закрывают вышитами тканями. При проектировании деревянного резного иконостаса не следует чересчур увлекаться резными поверхностями, помня, что иконостас предназначен в первую очередь для установки икон, перед которыми люди молятся. декор промежуточных поверхностей должен только обозначать благолепие небесных обителей, где пребывают святые. Иначе, иконостас не следует превращать в «резьбостас», где иконы теряются за обилием резьбы с позолотой.

Иконостасы из естественого камня могут быть одноярусными или многоярусными. Лицевые поверхности, обращенные в сторону средней части храма, обильно покрываются резьбой. При этом могут использоваться разные породы естественного камня, обеспечивая богатство цветового решения.

Проектная работа по иконостасу вновь проектируемого храма должна вестись одновременно с архитектурным решением самого храма. Она начинается с определения стиля иконостаса, который соотносится с архитектурой проектируемого храма. При воссоздании собираются архивные чертежи и фотографии иконостаса старого храма. В процессе проектирования определяется место расположения иконостаса, его габариты и конфигурация по длине и высоте, в том числе количество рядов. В малых храмах, имеющих небольшую глубину, целесообразно устройство низкого иконостаса, с тем, чтобы зрительно увеличить глубину храма за счет обзора конхи апсиды над иконостасом.

Каркас деревянного иконостаса изготавливается из бруса сосны, который может быть укреплен металлическими элементами при значительном проеме, отделяющем алтарь от самого храма. Сначала устанавливается блок царских врат, который включает в себя сами врата, столбы, сень и корону.  Далее изготавливается и монтируется тело иконостаса. И заключительный этап работ состоит из установки икон. Тыльная сторона иконостаса может быть закрыта фанерой или тканью.