Живописное убранство православного храма

Архитектор М.Кеслер

«Дом, который следует выстроить для Господа,

должен быть весьма величественен,

на славу и украшение пред всеми землями» (1Пар. 22.5)

Традиции храмовой росписи

Традиция благолепного убранства храма идёт ещё от ветхозаветных скинии и Иерусалимского храма Соломона, которые по указанию Самого Бога были богато украшены, в том числе изображениями херувимов, пальм, плодов и цветов.

Первые христианские изображения появляются около 200 года. Так, например, в доме в Дура-Европос (Месопо​тамия), реконструированном хри​стианской общиной для своих це​лей, крещальню украшали фрески. В катакомбы христиане принесли символы и знаки: виноградную лозу – символ жертвенной крови Христа и причащения, крест, якорь – символ надежды и др. Изображение является уже не украшением помещения, а прежде всего носителем смысла. Искусство христианских катакомб ставит перед собой задачу выбора из огромного круга сюжетов Ветхого и Нового завета наиболее показательных и подходящих. В помещениях раннехристианских катакомб можно ви​деть и начало формирования иконографических программ. Так, во вход​ной зоне присутствуют изображения, ассоциативно связанные с темой Крещения, в зоне ниши – с евхаристической тематикой, а в верхнем регистре помещений – с райскими аллегориями.

С победой христианства в византийский период после победы иконопочитания развитием иконографии руково​дили несколько принципов церковного убранства. Во-первых, образ должен был являть тождественность с прообразом; лица и собы​тия должны быть такими, чтобы их узнавали. Их стали не просто создавать в соответствии с установленными правилами, но и снаб​жать соответствующими надписями. Теперь молящийся мог вхо​дить в контакт с образом, который должен был располагаться к нему лицом, чтобы между ними происходила под​линная встреча. Во–вторых, каждый образ должен был занимать приличествующее ему место в соответствии с иерархией: сначала Христос, затем – Богоматерь, затем ангелы и святые в надлежащем порядке старшинства. Вобравшую эти принципы систему церковного убранства начи​ная с IX в. стали обычно применять в храмах, спланированных в виде вписанного в квадрат креста с куполом посередине. Этот совершенный тип византийского крестово–купольного храма, предостав​лявшей наилучшие возможности для иерархического расположе​ния образов, и был перенесён на Русь.

История Древней Руси, изобиловавшая вражескими набегами и пожарами, оставила нам лишь малую часть богатейшего наследия живописного убранства храмов. Укажем лишь несколько из уцелевших. В Киевской Кирилловской церкви до наших дней сохранилась фресковая живопись XII века. В центральной аспиде размещены изображения Евхаристии и святительского чина, на предалтарных столбах – Благовещения и Сретения, на южной и северной стенах – Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Всё пространство притвора занимает изображение Страшного Суда – одно из наиболее ранних в росписи русских храмов.

Церковь в честь Спаса Преображения на Нередице (1198 г.) в Великом Новгороде приобрела мировую известность благодаря своим фресковым росписям, покрывавшим все внутренние поверхности стен и сводов храма. Фрески обладали не только самостоятельной ценностью, но и прекрасно согласовывались со структурой храма, образуя синтез архитектуры и живописи. Интерьер Псковского собора в честь Спаса Преображения Мирожского монастыря (1140 г.) также полностью расписан фресками, охранившимися до наших дней.

Во Владимирском Успенском соборе сохранились фрагменты росписей 1408 года, выполненных выдающимися русскими иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным.

В 1505 году была выполнена роспись Успенского собора Кремля под руководством Феодосия – сына знаменитого иконописца Дионисия. По общему характеру композиции она близка фрескам Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1480 г.), которые были написаны Дионисием с сыновьями Феодосием и Владимиром в 1502 году. Характер расположения фресок достаточно традиционен: в центральном куполе находится изображение Спаса Вседержителя, ниже, на сводах собора – изображения Архангелов, Праотцев и Пророков. Западную стену занимает фреска с изображением Страшного Суда. На нижней и северной стенах находится множество сюжетов из Апокалипсиса. Большое место в росписях собора занимают изображения русских князей и византийских императоров, отображающие духовную преемственность Русской Православной Церкви от древней Византийской. В основание программы монументальной живописи Успенского собора Московского Кремля – главного хра​ма Русской земли, по мнению исследователей, была положена концепция «Москва – осуществлён​ный Иерусалим», которая определила вселенский характер программы росписи, в которой особое место отве​дено образу Иерусалима.

Из монументальных росписей, выполненных в конце 19 века, можно назвать Владимирский собор в Киеве (1896 г.), расписанный В.М.Васнецовым и М.В.Нестеровым с участием М.А.Врубеля и других выдающихся художников.

Основные принципы росписи православного храма

Система росписи храма сложилась в Византии в VIII веке при патриархе Фотии одновременно со сложением чина литургии. В начальном своем состоянии программы размещения росписей складывались уже в раннехристианский период, при​обрели более весомый характер в ранневизантийское время, но наиболее ярко раскрылись после завершения эпохи иконобор​чества. В средневизантийский период сформировались такие принципы построения программ, как:

— иерархический, со смысловым центром в куполе;

— евхаристический, с центром в алтарной апсиде;

— литургический, отражающий в последовательности сюже​тов богослужебную и календарную логику;

— исторический, с последовательным расположением ветхо-и новозаветных сюжетов.

В целом иконографические сюжеты должны распределяться в храме в зависимости от смысла и значения каждой его части и её роли в богослужении. Что же касается системы росписей каждого конкретного храма, то она всегда индивидуальна, ибо при наличии общей схемы обычно возникают творческие решения, не нарушающие еди​ный строй композиции храмового интерьера.

В средней части храма система росписи образует три зоны: первая – зона куполов и сводов верхнего уровня, в том числе конха апсиды; вторая – зона парусов и верхних частей стен; третья – зона нижних частей стен.

В верхней зоне находятся изображения наиболее важных в Православии лиц (Иисуса Христа, Богоматери, ангелов) и тех сцен, в которых небо было либо местом действия, либо источником или целью изображаемого события.

В числе изображений на куполе можно назвать образ Христа Пантократора, Святого Духа в виде голубя, а также Крест, Монограмму Христа, Агнца. Позднейшая традиция связана с образами Троицы Новозаветной, Отечества, Господа Саваофа. Периферийная часть купола, представляющая собой либо нецентральные зоны широкой скуфьи, либо барабан, включает обычно изображения апостолов, пророков, праотцев, а также в некоторых случаях − Небесных Сил, Богородицы и Иоанна Предтечи.

Центральный медальон с Христом Пантократором в куполе размещается таким образом, что его можно различить при взгляде с запада на восток. Под образом Вседержителя по нижнему краю сферы купола изображаются се​рафимы (силы Божии). В барабане купола – восемь архангелов, небесных чинов. В барабане купола изображаются и апостолы, там же ниже пророки. Порядок расположения пророков может быть обусловлен порядком расположения праздников на стенах и сводах храма. В частности, надписи в свитках пророков могут соответствовать праздникам, находящимся рядом. Апостольский чин барабана строится, исходя из иерархического первенства первоверховных апостолов Петра и Павла, а также первозванных апостолов (Адрея, Петра, Иакова и Иоанна). Надписи скуфьи купола могут представлять собой краткие тексты аллилуариев, прокимнов и причастных великих праздников.

Средняя зона храма посвящается жизни Иисуса Христа, изображениям христологических праздников. Классический цикл состоит из сцен двунадесятых праздников: Благовещения, Рождества, Сретения, Крещения, Преображения, Воскрешения Лазаря, Входа в Иерусалим, Распятия, Воскресения (Сошествия во ад), Вознесения, Сошествия Святого Духа и Успения Богородицы. К этому ряду зачастую прибавляются несколько изображений, которые демонстрируют историю страстей Христовых, – Тайная Вечеря, Омовение ног, Поцелуй Иуды, Снятие с Креста и Уверение Фомы, также историю рождения Христа, – Поклонение волхвов, Бегство в Египет и историю Его проповеднической деятельности – цикл чудес и притч. Согласно сложившейся традиции, с северной стороны храма распологаются сюжеты Страстного цикла, отражающие события Великого Пятка и субботы, – Распятие, Оплакивание, Сошествие во ад. Предшествующие и последующие события чаще располагаются с востока или запада.

К XIV веку в убранстве храмов появляются иконографи​ческие мотивы, которые не были напрямую связаны с жизнью Иисуса Христа. Располаются они в боковых нефах, приделах, притво​рах или нартексе и часто изображают эпизоды из жизни Богородицы.

Состав сцен зависит от богословской программы храма. Так, скажем, в храме, посвящённом Богородице, будут преобладать сцены из жизни Девы Марии, тема Акафиста. Никольский храм будет содержать сцены из жития Николы, Сергиевский – из жития преподобного Сергия и т.д.

На столпах в средней части храма, где они есть, помещаются образы святителей, мучеников, святых, наиболее чтимых в данном приходе. В «парусах», изображаются четыре евангелиста – Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

По северной и южной стенам сверху вниз следуют рядами изображения апостолов от семидесяти и святи​телей, преподобных и мучеников. Нижний ярус нередко выстроен из одиночных фигур это либо святые отцы, либо святые князья, иноки, столпники, воины. Эти фигуры распределяются с учётом их ранга и функций, размещаясь в соответствии с порядком дней их памяти в литургическом календаре.

Над уровнем пола, в зоне, где стоят молящиеся, на стенах располагаются изображения чередующихся свисающих полотнищ – «полотенец», которые как бы несут священные изображения, расположенные выше.

Поскольку в алтаре совершается Таинство Евхаристии, постольку в нём изображается то, что с этим Таинством связано. Первый ряд росписи, начиная снизу, представляет отцов литургистов: Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Великого и с ними других святителей и святых диаконов, как участников в богослужении. Выше – сама Евхаристия: причащение апостолов под двумя видами – хлебом и вином. Ещё выше, над Евхаристией в конхе апсиды помещается фигура Богоматери, сидящей или стоящей (тип Оранты или Одигитрии). Далее, постольку алтарь является местом приношения Бескровной Жертвы, установленной Самим Христом, то вверху, над изображением Божией Матери, часто помещалось изображение Христа. В боковых апсидах изображаются или родители Богоматери – Иоаким и Анна, или предтеча Спасителя Иоанн Креститель.

На стенах, отделяющих алтарь от нефа, могут быть представ​лены ветхозаветные прообразы Евхаристии: жертвоприношение Авеля, Мелхиседек, приносящий хлеб и вино, Авраам, приносящий в жертву Исаа​ка, гостеприимство Авраама.

На западной стене храма располагаются сцены Страш​ного суда, видение пророка Иезекииля. Значение изобра​жения Страшного суда в том, что человек, уходя из храма, должен помнить о смертном часе и о своей ответственности перед Богом. Над ним, если позволяет пространство, располагается образ шестидневного творения мира. В таком случае образы западной стены представляют начало и конец земной истории человечества.

Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгна​ния их из рая, а также ветхозаветных событий из периода естественного закона.

Пространства между отдельными живописными композициями заполняются орнаментом, где в основном используются образы растительного ми​ра или образы, соответствующие содержанию псалма 103, где рисуется картина земного бытия, перечисляющая различные Божии создания. В орнаменте могут использоваться также такие элементы, как кресты в круге, ромбе и других геометрических фигурах, восьми​угольные звёзды.

Современная практика живописного убранства храма

Современная практика росписи, как правило, следует традиционным принципам размещения сюжетов и отдельных фигур святых на стенах и сводах храмов, в зависимости от их размеров и объёмно-планировочной структуры.

В качестве примера приведём роспись Космодамиановского храма в г. Жуковский, построенного в 2006 году по проекту архитектора М. Кеслера, художниками творческой мастерской под руководством К. Охотина и Д .Лазарева.

Храм представляет собой основной объём 12х12 м кубической формы, переходящий через паруса в восьмерик, перекрытый сферическим куполом со световым барабаном. К центральному приделу храма, посвященного Покрову Пресвятой Богородицы, с юга примыкает Космодамиановский придел, перекрытый крещатым сводом, с востока – полукруглая апсида, а с запада – притвор с тамбуром, над которыми располагаются хоры. В наружном убранстве использованы специальные ниши для размещения наружной росписи храма.

Первое, куда попадает входящий, это небольшое узкое помещение наружного притвора. Его роспись посвящена истории сотворения мира – Шестодневу. Стены и потолок покрыты орнаментом на темном фоне, напоминающим об изначальной тьме, из которой выступают шесть круглых белофонных медальонов с изображениями дней творения.

Роспись внутреннего притвора посвящена жизни в раю первых людей: Адама и Евы. Стены покрыты растительным орнаментом на белом фоне, напоминающим о райском саде. На потолке в круглых медальонах изображены сюжеты из Книги Бытия: грехопадение Адама и изгнание из рая. Два медальона с Архангелами фланкируют стены притвора. В южной части притвора, где располагается свечной ящик, продолжается цикл ветхозаветной истории: земные труды Адама и его детей, жертвоприношение Авеля и Каина, убийство Каиным Авеля, история Ноя. Завершает ветхозаветный цикл образ Божией Матери «Неопалимая купина», расположенный на потолке притвора и раскрывающий ветхозаветные пророчества о Богоматери.

Если два притвора переносят нас во времена Ветхого Завета от сотворения мира до пророчеств о Богородице, то основной объем храма с куполом – это сцены жития Богородицы и Нового Завета, завершающиеся Страшным Судом и видением небесного града Иерусалима Иоанну Богослову.

В центре всех этих сюжетов нас встречает большой образ Богородицы в конхе апсиды алтаря и парящая над всем храмом, занимающая весь купол плошадью около 250 кв.м композиция Покрова Богородицы.

Купол поделен на 2 регистра, изображающих земную и небесную Церковь. В скуфье купола и в барабане расположены: оплечный образ Христа Пантократора, херувимы и архангелы в медальонах, составляющие с композицией Покров единое целое и как бы венчающие её.

В восточной части свода в верхнем регистре располагается фигура Богоматери и предстоящие ей небесные силы и святые. Напротив них, в западной части свода в верхнем регистре расположено изображение собора Архангела Михаила. В нижнем регистре расположены исторические персонажи, относящиеся к празднику Покрова: прп. Роман Сладкопевец пред Царскими вратами и присутствовавшие во Влахернском храме во время явления Божией Матери святители, император Лев и императрица Феофания, а также князья, бояре и монахи с иконой Богоматери. На западном своде изображен Андрей Христа ради юродивый, указывающий своему ученику Епифанию на явление Богоматери. На северной части свода помещен сюжет из 6 Кондака акафиста Покрову – Явление Богоматери Роману Сладкопевцу во сне.

В «парусах» изображены четыре Евангелиста – Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

Стены четверика поделены на 4 регистра. В верхнем регистре помещены двунадесятые Господские праздники и ветхозаветные пророки со свитками. Во втором регистре сверху расположены сюжеты притч и чудес Христовых. В третьем – житие Богородицы. В нижнем регистре располагаются полуфигуры избранных святых, как древних, так и новопрославленных.

На западной стене все 4 регистра занимает Страшный суд. Вверху, над хорами – Христос на престоле во славе с предстояшими Богородицей и Иоанном Предтечей. Справа и слева от хоров – 12 апостолов, сидящие на престолах. За ними – стоящие Ангелы. В центре композиции – Итимасия. Справа от Итимасии – народы, ожидающие Суда. Ниже – трубящие ангелы призывают на Суд. Слева от Итимасии изображены лики святых – святители и праведные жены, под ними – апостолы Петр и Павел, ведущие праведников в рай. В центре под Итимасией слева направо извивается тело змия, ведущего в ад.

Непосредственным продолжением темы Страшного суда и завершением новозаветного цикла является видение Небесного Иерусалима Иоанну Богослову. Оно открывается сквозь арку хоров на западной стене. В подпружной арке хоров расположены полуфигуры ветхозаветных праведников в круглых медальонах. Авеля Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и др., что соединяет композиционно Ветхий и Новый Завет, начало росписи и её окончание.

Так как южный придел посвящен свв. Бессребреникам и целителям Косме и Дамиану, тематика его росписи связана с чудесами исцеления и воскрешения.

В конхе алтаря придела располагается Троица Ветхозаветная. Ниже, на стенах апсиды – орнаментальный фриз с херувимами в медальонах. Под ними расположены ростовые фигуры литургистов: Григорий Двоеслов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов.

В центре придела в крестовом своде находится изображение Креста в медальоне. Вокруг него – 4 медальона с поясными изображениями архангелов.

В нижнем регистре изображены фигуры свв. целителей и мучеников, стоящие фронтально в полный рост: Завершает роспись придела композиция Сошествия Святого Духа на апостолов, расположенная на западной стене придела во всю ее высоту.

Цокольная часть стен во всем храме украшена белыми «полотенцами» с орнаментом.

Наружные росписи храма

Снаружи на стенах храма в нишах выполнены росписи силикатными красками.

На западной стене основного объема храма: Покров Божией Матери, свв. Бессребреники и целители Косма и Дамиан. На западной стене южного придела: Ангел Хранитель, 2 Архангела, Троица Новозаветная.

На южной стене: свв. Константин и Елена, икона Божией Матери «Одигитрия».

На северной стене: св. кн. Владимир и св. кнг. Ольга.

С востока на центральной апсиде – Богоматерь «Знамение», на апсиде южного придела – Воскресение Христово.

 

Работы по росписи храма проводились более 2 с половиной лет с мая 2006 по январь 2009 года. По мнению руководителя Координационной группы специалистов Совета попечителей Храма Христа Спасителя протоиерея Леонида Калинина, роспись храма является одним из лучших образцов церковного искусства последних десяти лет и может быть рекомендована другим храмам как эталон.

Во время Великого освящения храма в мае с.г. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем слове уподобил благолепие этого храма с Софией Константинопольской, которая так поразила послов князя Кладимира своей красотой, что это привело к принятию Русью христианства. Благолепие храма столь же необходимо нам сегодня, когда дорога к нему может оказаться короче через восприятие его красоты.