Рождественское послание епископа Елецкого и Лебедянского Максима

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

 

В сию светозарную ночь устами святителя Григория Богослова Церковь радостно восклицает: «Христос рождается – славьте! Христос с небес – выходите навстречу! Христос на земле – возноситесь! Воспойте Господу вся земля»!

Это великое и таинственное событие открыло перед людьми путь к освобождению от греха и через смиренное к нам нисхождение явило неизреченную любовь Божию к падшему человечеству.

Святитель Василий Великий говорит о тайне пришествия Спасителя в мир: «Рассмотри хотя бы причину того, как ты стал родственным Богу. Знай, что Бог явился во плоти потому, что следовало этой плоти освятиться, немоществующей – обрести силу, отчужденной от Бога – сродниться с Ним, изгнанной из Рая – взойти на Небо»!

Вспомним, что первый человек был создан Творцом совершенным, по образу и подобию Божию (Быт. 1, 26). Но праотец Адам, преступив заповедь, исказил замысел Создателя о себе. Лишившись живого общения с Богом, человечество все больше и больше погружалось в бездну гордыни и озлобленности. И тогда Господь, желая всем спастись и прийти в разум истины, посылает в мир Христа, Который восстановил целостность человеческой природы и стал Новым Адамом.

Христос показал нам пример, соответствующий Божественному замыслу о человеке. И только лишь имея своим идеалом Его образ, следуя Его путем, мы обретаем настоящую, счастливую, свободную и полноценную жизнь.

Иногда, в силу житейской суеты, отсутствия времени для богомыслия и сердечной молитвы, мы повторяем проступок прародителей. Вся жизнь тогда становится однообразной, унылой, неопределенной, а мы удаляемся от первоисточника наших жизненных сил: церковных Таинств и слова Божия.

Где же тогда искать былое вдохновение? В примерах жизни тех людей, кто был ближе к нам по времени и месту, и в ком не угасало пламя веры. Апостол Павел наставляет нас: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 7 — 8).

В ушедшем году Русская Православная Церковь праздновала знаменательную дату — 1000-летие присутствия русского монашества на Святой горе Афон. В этом месте, которое стало мировым средоточием монашеского умного делания, где просиял многочисленный сонм подвижников, в течение десяти веков звучат молитвы и наших соотечественников. В рамках этих торжеств мы отмечали и иную дату, сугубую для Елецкой епархии, — 150 лет со дня рождения преподобного Силуана Афонского.

Этот великий подвижник занимает особое место в духовной истории Российского Православия, и весь путь его служения уникален. Будучи по происхождению простым русским крестьянином, родившимся на нашей земле, старец Силуан явил всему миру высоту и универсальность Православной веры.

Подвигом своей жизни он показал, что Истина Божия способна упразднить национальные границы, рамки, стереотипы и быть близкой как простому человеку, так и восхищать искушенных ученых и философов.

В послании апостола Павла к Коринфянам (1Кор. 4:1-5) сказано: «Мы проповедуем мудрость не века сего, мы проповедуем премудрость Божию, в тайне сокровенную, которую Бог предназначил в конце веков к славе нашей».

Что же это за сокровенная премудрость? А то, что главным в жизни мира, всего творения, в жизни человека является только одно — это общение с Творцом. Все остальное вторично. Любая высота человеческого знания — ничто перед этой тайной Божественного замысла о мире и человеке. Именно общение с Богом есть условие жизни личности, всего того, что мы имеем.

Все бытие наше зависит от Бога. И если люди желают поддерживать жизнь этого мира сего, свою собственную жизнь, жизнь рода человеческого, они должны во главу угла поставить свое общение с Богом.

Сегодня на малой родине преподобного Силуана в селе Шовское общими силами руководителей нашего региона, духовенства, благодетелей, казачества, волонтеров и многих неравнодушных людей в короткий срок возрождены святыни, связанные с именем старца. Это храм Рождества Христова, родительский дом преподобного, храм, построенный на месте его кельи и святой источник, названный в его честь.

Поистине это стало всенародным делом, имевшим только одну цель — передать эти святыни, как великую драгоценность, грядущим поколениям. Чтобы прямо здесь, на месте жизни преподобного Силуана в его юные годы, мудрыми и добрыми словами смягчить тот камень, который в наше время часто ложится и на детские сердца.

«Есть люди, которые желают своим врагам погибели и мук в адском огне» — говорил старец Силуан. — «Но спрошу тебя: — если Бог даст тебе хорошее место в раю, но ты будешь видеть в огне того, кому ты желал мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его, кто бы он ни был? Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой всех жалко».

Искренность, простота, прощение и беззлобие — таков образ жизни христианина. Такими были великие святые, которыми славится Русь. Их имена — это не просто наша гордость, они не просто заступники на небесах. Это обоснование и оправдание нашего бытия среди других народов.

Ныне мы вступили в 2017 год, который тоже отмечен для Отечества и Церкви особой датой: столетие как нашу страну потрясли две революции, и в корне изменился курс жизни народа.

Движимые антихристианской злобой, устроители переворота погрузили страну в братоубийственную войну, спровоцировали многочисленную эмиграцию русских людей за рубеж и открыли жестокие гонения на тех, кто не принял безбожной власти.

Однако кто-то вспомнит и другое событие 1917 года — открытие Поместного собора с целью серьезного преобразования церковной жизни, и избрание на Патриарший престол, после долгого Синодального периода, святителя и исповедника Тихона (Белавина).

Связаны ли как-то эти события? Безусловно, связаны. Поскольку мы видим из последующей истории, что задача тех людей, кто стоял за государственным переворотом, была как можно жестче подавить русского человека и особенно — его душу, православную веру Христову.

Но, несмотря на две мировых войны, войну междоусобную, репрессии, гонения на Церковь и уничтожение известной части народа, нам удалось сохранить себя и не потеряться в исторических сплетениях.

Ушедшее столетие показало всему миру и прежде всего нам самим, что в нашей истории Сам Господь действовал. И народ наш промыслом Божиим вернулся от богоотступничества ко Христу.

Дорогие братья и сестры! Увидеть Божественную десницу в жизни страны — вот наш главный урок, который мы должны извлечь на сегодняшний день. Всмотритесь на прошедшие времена бедствий и времена процветания, чтобы увидеть непреложное торжество веры и правды Божией.

Словами святителя Феофана Затворника ныне призываю вас: «Приблизьте все это к сердцу своему и воспримите чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос»! Аминь.

Пресс-служба Елецкой епархии

x

Смотрите также

Потомки игумении Антонии (Криворотовой), принявшей мученическую смерть за веру Христову, посетили Елецкий Знаменский женский монастырь

Потомки игумении Антонии (Криворотовой), принявшей мученическую смерть за веру Христову, посетили Елецкий Знаменский женский монастырь

Игумения Антония (Криворотова Фелонида Николаевна), настоятельница женской обители на Каменной горе с 1914 по 1929 год. Родилась 4 октября 1865 года в г. Елец. Она ...