Религиозные услуги

Религиозные услуги

Обычно проблема религиозного потребительства выглядит так: у меня проблемы со здоровьем — что нужно сделать, куда обратиться, чтобы религия (Православие) решила мою проблему? Поставить ли свечку, заказать ли требу, «сходить» ли на исповедь-причастье-соборованье, креститься ли, съездить ли к мощам «для приложения»?.. Т. е. человек ищет технологию, конкретные методы исцеления с помощью религии. В данном случае человека не интересуют проблемы религиозного «бытия»: как соотнести свою личность с Личностью Бога, как найти Божью любовь и вернуть Ему свою, как спастись для Царствия Божия. Нет, человека-потребителя религиозных услуг вообще не интересует Личность Бога, для него Бог безличен, важна лишь сила, исходящая от «бога», помогающая решить проблему. 

Это чисто языческое восприятие религии (пусть и часто в православной обертке): Бог — не живой «Ты», а «Нечто», дающее помощь в обмен на жертву, на оплату (свечка, деньги за требу, труд поездки в монастырь). И результат такого отношения тоже вполне в духе потребления. Если человеку в результате использования им «православных» методов исцеления помогло (человек выздоровел на святом источнике, к примеру), то человек запоминает взаимосвязь: святой источник — исцеление, и начинает прорабатывать эту ситуацию в дальнейшем: предлагает своим больным родным и знакомым съездить на тот же источник, ибо «ему помогло»; начинает верить, что суть православной веры в принципе сводится к поклонению святым источникам, и не желает больше слушать ни о чем другом. 

Т.е. человек приобретает веру… «во святой источник» (или, например, в мощи блаженной Матроны — самый популярный бренд сегодняшнего «православия для народа»). Недаром самые продаваемые в светских магазинах «православные» книги — это оккультные «Исцеления молитвой», «Исцеления постом», «Исцеления крестом», «Исцеления колокольным звоном», псевдодуховные, смешанные с целительством и шарлатанством творения «отца» Вадима, «матушки» Фотинии.

Если же технология не срабатывает (не помогают ни молитвы, ни поездки, ни свечки, ни сорокоусты), то нередко человек делает вывод, что Бог глух, слеп и жесток, Ему безразличны «мои страдания». В вопросах такая формулировка очень распространена, используются расхожие фразы: «как дать Богу понять, что мы хотим?..», «Вы тут говорите о Божьей любви, а я вам сейчас расскажу, как Бог меня „любит“!..», «за что мне Бог послал такие страдания?!»

И тогда человек начинает искать другого «бога», как истинный язычник, он отвергает «слабого» бога и обращается в своих поисках к «сильному» богу. Это может быть заезжий экстрасенс, «сильная» бабка-шептунья, поп-бесогон, любитель массовых отчиток, секта харизматов, «исцеляющая» больных «чудотворным пиджаком». Или же в самом Православии ищется нечто особенное: песочек с могилки «Славика Чебаркульского», камушек с Голгофы, «закваска» из Иерусалима, «сильная» молитва задержания… 

Ответа священника в данном случае ждут соответствующего — удовлетворения конкретного запроса: куда поехать, что сделать и сколько раз. Печально, когда священник, не задумываясь, дает такие «удовлетворяющие» советы. Если же пастырь пытается обратить внимание спрашивающего на неправильное отношение того к Богу, к вере, к спасению, то чаще всего человек возмущается, что его «не обслужили» по потребностям, «прогнали злые попы». Затем человек идет и жалуется по начальствам (среди некоторых «православных» встречаются любители бежать к благочинному или епископу с доносами).

Автор: отец Алексей Плужников

Источник: nenadoada.ru