Преосвященнейший епископ Максим возглавил Литургию в Лазареву субботу в Троицком храме Ельца

В Лазареву субботу Преосвященнейший владыка Максим возглавил службу в храме Святой Живоночальной Троицы г. Ельца. Владыке сослужили иерей Алексий Малышев, иерей Игорь Ишков и иерей Михаил Попов.

На утреннее богослужение в небольшой уютный деревянный храм, что возле Засосенского рынка, стеклось много молящихся. Прихожане готовятся ко вступлению в последнюю неделю поста — Страстную седмицу. Она особо важна и значима для верующих. И, предваряя воспоминания последних дней земной жизни Христа, Церковь вспоминает чудо Воскрешения праведного Лазаря — друга Божия.

Из текста Святого Евангелия мы знаем, что при своей земной жизни Спаситель многих называл своими учениками, так других же братьями, но лишь об одном человеке написано, что он был друг Божий — праведный Лазарь.

Находясь сегодня в храме и вслушиваясь в слова богослужения, многие из верующих невольно задумывались о значении этих двух слов, слов, услышать которые из уст Самого Спасителя желали все преподобные и праведные — друг Божий…. Не просто ученик, не только последователь, но друг!…

Православная Церковь, по окончании Четыредесятницы, вступая в неделю страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания с Лазарева воскрешения, послужившего началом решительного восстания Иудейского совета для погубления Спасителя и даже Лазаря.

В изложениях Филарета Черниговского говорится: «Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времен христианских. Отцы Церкви V века: св. Амфилохий, епископ Иконийский, св. Иоанн Златоустый, бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу. «Сегодня, говорит св. Златоуст, Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны». В VII веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне поемый Церковью. В VIII веке Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин предали Церкви также каноны на день Лазарева воскрешения, ныне поемые Церковью. В конце IX века император Византийский, Лев Философ, перенесши мощи св. праведного Лазаря от Кипра в Константинополь, составил на день воскрешения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью.

По гласу Церкви воскрешением Лазаря Иисус Христос хотел, между прочим, показать в Себе Бога и человека, уверить учеников Своих в будущем Своем воскресении, всех — в общем воскресении мертвых, — грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно в лице Своем Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и человечество. Как Бог всеведущий, Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлен об этом. Господь приходит в Вифанию; Марфа и Мария, сестры умершего Лазаря, и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа всемогущим и Сыном Божьим. Господи, говорит Марфа, аще бы Ты здесь был, не был бы брат мой мертвым. Но и ныне всем, если сильно будешь умолять Бога, даст Тебе Бог. Ей, Господи: я верую, ибо Ты — Христос, Сын Божий, Который придет в мир. Тоже произносит и Мария, падши к ногам Спасителя. Равно и другие Иудеи говорят о Нем между собою: видишь, как любит Его; не может ли Он открыть глаза слепому, сотворить, чтобы и этот не умер. Тогда и Сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя жизнедавцем. Воскреснет брат твой, говорит Он в утешение Марфы: Я — воскрешение и жизнь: веруй в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живой и верующий в Меня не умрет во веки. Наконец, как истинный Бог Иисус Христос после краткой молитвы ко Отцу Небесному всемогущим словом Своим воскрешает Лазаря на четвертый день по смерти его. «Тебе, Владыка, всех Царю, вся возможна, говорит Церковь: глас Твой разрушил адово царствие, и слово власти Твоей восставило из гроба четверодневного, и Лазарь быть спасительное преобразование пакибытия».

Как истинный человек Иисус Христос, пришел в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и видя сестру умершего друга Своего плачущую и пришедших с нею плачущих, Он возмутился Сам, прослезился, и яко несведущий спросил: где положили его? Так Господь предстал гробу Лазареву, «уверяя нам два существа Своя», говорит Церковь. Как же человек спросил: «где погребся, и как же Бог воскресил четверодневного».

Рыдаешь Иисусе — сие смертного существа:
Оживляешь друга Твоего, сие Божественные крепости, — говорит синаксарь в субботу Лазарева воскрешения».

Пресс-служба Елецкой епархии

x

Смотрите также

Потомки игумении Антонии (Криворотовой), принявшей мученическую смерть за веру Христову, посетили Елецкий Знаменский женский монастырь

Потомки игумении Антонии (Криворотовой), принявшей мученическую смерть за веру Христову, посетили Елецкий Знаменский женский монастырь

Игумения Антония (Криворотова Фелонида Николаевна), настоятельница женской обители на Каменной горе с 1914 по 1929 год. Родилась 4 октября 1865 года в г. Елец. Она ...