Подготовка стен

Ошибки человеческие в ремесле Божием

В древние времена фреска писалась по сырому известковому левкасу. Краска проникала в слой штукатурки, которая, в свою очередь, закреплялась на стене глубокой корневой системой молекулярного кальция. Так получалось единое целое: стена – штукатурка – живопись.

К подготовке стены под роспись подходили ответственно, даже трепетно – как к началу создания святых образов. Сегодня такой подход встретишь не часто. Размышлениями на эту тему, основанными на опыте, с нами поделился Борис Алексеевич Алексеев – руководитель стенописной артели «Радость».

Насколько важно, чтобы стена была подготовлена к росписи должным образом?

– Хорошо, когда это делает сама стенописная артель. Часто бывает, что шпатлевку, штукатурку стен доверяют обычным строителям, которые ремонтировали до этого только светские здания. Но если ремонт в квартире мы делаем каждые 5–10 лет, то в храме – иные временные расчеты. Благоукрашение должно твориться на века. Бывает так: ремонт выполнен, стены искрятся к празднику белизной, но это не завершение работы, а начало череды тяжких испытаний, которые предстоит претерпеть в недалеком будущем, исправляя допущенные технологические ошибки. Причем исправление обычно обходится дороже, чем первоначальный качественный ремонт. А ведь был совершен молебен на начало росписи, в умах художников уже созрел некий замысел, прихожане порадовались, что скоро стены их храма украсит роспись, – и вдруг оказывается, что выполненная подготовка стен не выдерживает никакой критики и вновь предстоит длительная стройка. Так бывает, если ремонт храма выполняют строители, не имеющие храмового опыта. В таких случаях необходим технологический контроль со стороны представителей прихода с привлечением специалистов. Расходы на профессиональную консультативную помощь – на порядки меньше будущих затрат на исправление ошибок.

Часто приходится переделывать работу по подготовке стен?

– Недавно у нас произошло именно так – причем сразу в двух крупных храмах Подмосковья. Один из них построен около десяти лет назад, там уже совершались богослужения. Настало время расписывать стены. Мы приступили к работе – и оказалось, что штукатурка находится в недопустимом состоянии. Храм отлит из бетона, а арматурная сетка под штукатурку, которая крепится на бетон, сделана из неоцинкованного черного металла. Изза капиллярного тока влаги на поверхности штукатурки стали появляться следы ржавчины. Если писать по такой стене, то очень скоро вся роспись покрылась бы ржавыми пятнами. Пришлось переделывать все до основания, вырывать сетку из бетона и менять на новую – оцинкованную. Это задержало начало росписи на целый год, и, поскольку храм вновь вошел в ремонтное состояние, службу перенесли в нижний крестильный придел, и прихожане с сентября, уже четвертый месяц, встречают праздники в тесном подклетном пространстве. Пользуясь случаем, хочу выразить слова восхищения долготерпению и мужеству руководства храма и прихода, которые во имя будущего благолепия храма приняли на себя столь долгое испытание.

Еще один храм построен недавно. Когда мы пришли туда, в здании заканчивались штукатурные работы. Оказалось, что часть этих работ велась в зимнее время, и бетонные подпружные своды оштукатуривались… прямо по наледи на поверхности бетона. Исполнитель торопился (его ждали новые храмы!), поэтому не мог стерпеть технологической паузы между штукатурными слоями, шпаклевал по непросохшей штукатурке. А когда вполне естественным образом на поверхности законченной работы образовался кракелюр, исполнитель озвучил следующее: «Кракелюр неизбежен!» Вот так. Новый храм, новая штукатурка вся в трещинах и бодрый голос строителя: «Неизбежен!» Роспись в этом храме также пришлось надолго отложить, перештукатуривая бетонное основание за веселыми строителями. Сейчас этот этап завершен и артель наконец приступила к росписи.

Что же делать настоятелям, чтобы избежать подобных ситуаций?

– Надо смотреть на возрождение храма стратегически – заботиться не только о том, как выполнить текущую работу поскорее и с наименьшими тратами, но прежде всего о том, к каким последствиям это приведет. Перед началом работ по реставрации или устройству новодела следует вызвать хороших технологов, имеющих опыт работы в храмах, и составить с их помощью разумную последовательность работ. Нельзя, к примеру, сначала расписывать стены, а потом чинить крышу. Как правило, существует ряд проблем, не видимых взглядом, на которые профессионал обратит внимание и учтет в нумерации работ.

Вы консультируетесь с технологами?

– Для нашей технологической группы уже много лет составляет карту производства работ наш давний друг и советник, технолог фирмы «Кайман» Николай Алексеевич Котов. При благоукрашении храма необходимы три участника: художник, технолог и прораб. Художник исполняет живопись, технолог отслеживает правильность проведения подготовительных к живописи работ, прораб – их честное выполнение.

Непродуманный подход к реставрации храмов – примета нашего времени?

– Отнюдь нет. К сожалению, такое случалось и прежде. Можно вспомнить, как в XVIII столетии поновляли знаменитый собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Храм сей в 1498 году, как говаривали раньше, «был подписан» великим русским изографом Дионисием со чадами. А в XVIII веке фрески Дионисия сочли устаревшими и решили записать. Попытались «модернизировать» и архитектуру самого здания. Растесали все окна, прорубили новое окно – как раз в центре фрески Страшного суда, уничтожив образ Спасителя в мандорле, нисходящего на Престол Уготованный. Образ Спаса попросту вырубили. После этого западная стена от такого святотатства треснула вниз до самого основания. А вот свежий пример. Года два назад мне позвонил протоиерей Александр Туриков, настоятель старинного русского храма Спаса Преображения на Песках (Москва, ул. Старый Арбат, роспись храма наша артель завершила за несколько лет до этого случая), и плача в трубку, сказал: «Борис! Тридцатые годы вернулись – рушат храм!» Оказалось, что организация, которая выиграла тендер на пристройку к притвору храма некоего служебного помещения, должна была вкапывать фундаментные сваи. Но это оказалось слишком трудоемким. Тогда горестроители вызвали машину и стали эти сваи вбивать, причем в метре от стены храма! В итоге у церкви XVII века треснул притвор, стал проваливаться пол, начал оседать югозападный угол трапезной… Вбивание свай, конечно, прекратили – но разрушения памятнику архитектуры уже были причинены. Прихожане рассказывают, что дело дошло до чудес: строителям явился некий старичок и сказал: «Прекратите! Прекратите сие немедленно!» Говорят, старичокто был не простой, вроде как на святого Николая похожий, которому посвящен придел храма…

Как вы полагаете, сможет ли нынешнее поколение научиться ответственному подходу к возрождению и обустройству дома Божия?

– Двадцать лет назад, когда возрождение храмов только начиналось, всеми нами владела некая эйфория: казалось, вот мы сейчас сделаем хоть чтото – и все будет хорошо. Ан нет. Оказалось, что думалито хорошо – да многое вышло плохо. Полбеды, если храм новый. У такого храма есть некий запас прочности материала, но к старинным стенам необходимо подходить особенно внимательно, как к старому человеку: неправильно подобранное лекарство может оказаться смертельным. Совсем недавно, 24 ноября, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма Сошествия Святого Духа в селе Первомайское, находящегося ныне на новых московских территориях. Роспись в этом храме выполнила артель «Радость». В своем слове к прихожанам Святейший Патриарх сказал о том, что личная выгода, которую человек когдалибо пытался получить за счет храма, никогда не шла ему во благо. Глубокие и проникновенные слова! Ведь порой случается и такое: ктитор, жертвуя на храм, настаивает, чтобы его деньги были потрачены по его усмотрению. Что это, гордыня или расчет? Такая жертва, как правило, не становится благом. Хочется верить, что пройдет некоторое время, и мы, будущие современники, научимся утишать наше беспокойное сердце и расчетливый разум на пороге храма, готовые творить и жертвовать собой для Бога.

Беседовала Алина Сергейчук.

Издательство “ORTOX Русиздат” Журнал «Благоукраситель» № 41, 2013 г.