Архитектор М.Ю. Кеслер
Алтарь соответствует Святая Святых ветхозаветных скинии и Иерусалимского храма. Алтарь – та часть храма, которая символически изображает рай, место, где по словам святого Германа, патриарха Константинопольс
История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в передней части храма, отгороженной низкой решёткой или колоннами от остального пространства, ставилась, как святыня, каменная гробница (саркофаг) с останками святого мученика. Сегодня также при освящении престола в них закладывается частица мощей святого.
Алтарь, как правило, устраивается на возвышении по отношению к средней части храма на одну или несколько ступеней высотой 0,12– 0,15 м каждая, символизируя этим возвышенность, отделённость алтаря–рая от храма–земли.
Глубина алтаря в малых, домовых храмах и приделах должна составлять не менее 3 м, а в иных храмах не менее 4 м. В центре алтаря должен находиться квадратный престол с размером стороны 1–1,5 м на расстоянии до царских врат не менее 1,3 м. Вокруг престола должен быть оставлен, как правило, круговой обход с расстоянием от престола до Горнего места с запрестольного образом над ним не менее 0,9 м. За Горнем местом в алтарях соборов могут устраиваться круговые обходы.
Святой престол православного храма знаменует собой престол Пресвятой Троицы, Бога-Творца. Святой престол знаменует собою также гроб Господа Иисуса Христа, в котором покоилось Его тело до момента Воскресения и Самого Господа, лежащего во гробе. Выполняться престол может, как в древности из камня, но чаще всего их делают на деревянном каркасе и затем боковые поверхности закрывают деревянными резными щитами или металлическими накладками с рельефными священными изображениями.
Четыре стороны престола соответствуют четырём сторонам света, четырём временам года, четырём периодам суток (утро, день, ночь, вечер), четырём степеням области земного бытия (неживая природа, растительный мир, животный мир, человеческий род). Четырёхугольная форма престола означает также Четвероевангелие
Со всех сторон своего подножия святой престол может иметь одну, две или три ступени, знаменующие собою степени духовного совершенства, необходимые для восхождения к святыне Божественных Тайн.
Престолы православных храмов освящаются во имя какоголибо святого лица или священного события, отчего получает свое название весь храм и приход. Часто в одном храме бывает несколько престолов и соответственно им несколько приделов, то есть под одной кровлей оказываются как бы собранными несколько храмов. Они освящаются в честь разных лиц или событий, но весь храм в целом обычно получает название от главного, центрального престола.
В середине абсиды алтаря против престола сооружается возвышение. В кафедральных архиерейских соборах и в некоторых приходских храмах на этом месте стоит кресло для епископа как знамение престола (трона), на котором невидимо восседает Вседержитель. В приходских храмах в полукружии абсиды возвышения и кресла может и не быть, но в любом случае это место является знамением того небесного престола, на котором незримо присутствует Господь, и называется поэтому Горнее место. В больших храмах и кафедральных соборах соответственно в алтарной абсиде вокруг Горнего места полукружием расположены скамьи для духовенства, сослужащего епископу.
Прямо перед Горнем местом позади престола помещается обычно семисвечник, который в древности был подсвечником для семи свечей, а ныне чаще всего является разветвлённым на семь ветвей от одного высокого столпа светильником, в котором находятся семь лампад, возжигаемых при богослужении. По сторонам семисвечника, с северной и южной сторон престола, принято ставить на древках выносную икону Божией Матери (с северной стороны) и Крест с образом Распятия Христова (с южной стороны).
Слева от престола располагается жертвенник, на котором совершается проскомидия. В древности над ним всегда помещали икону Рождества Христова, а на самом жертвеннике ставили Крест с Распятием. Теперь всё чаще над жертвенником помещают образ страдающего в терновом венце Иисуса Христа или Христа, несущего крест на Голгофу.
При алтарях храмов вместимостью свыше 300 человек, как правило, устраиваются подсобные помещения (паномарки и ризницы) площадью от 4 до 12 м2. Входы в них организуются из алтаря; при этом установка дверей не обязательна. Ризница, иначе называемая диаконником, находилась в древности в правом, южном приделе алтаря. Если ризница находится в отдельном от алтаря помещении, то в таком случае справа от престола всегда имеется стол, на который кладутся ризы священнослужител
При отсутствии отдельного помещения паномарки слева от престола помещается умывальник для омовения рук священнослужител
С северной стороны апсиды должно быть устроено место, где разжигается кадило. Это, как правило, бывает ниша в стене, от которой проложен вверх в толще стены вытяжной канал сечением 140х140 мм. Сейф для хранения священных сосудов, как правило также замуровывается в толще стены.
Перед престолом, справа от царских врат у южных дверей алтаря, принято ставить кресло для священнослужител
Алтарь, как правило, имеет три окна, знаменующих несозданный троический свет Божества, или два раза по три (вверху и внизу), или три вверху и два внизу (в честь двух естеств Господа Иисуса Христа), или четыре (во имя Четвероевангелия
Алтарь по причине совершаемого в нём Таинства Евхаристии как бы повторяет собою ту прибранную, устланную, готовую горницу, где состоялась Тайная Вечеря, поэтому и в наши дни он содержится в особенной чистоте, устилается коврами, по возможности всячески благоукрашается.
Содержание росписей и икон алтаря не было постоянным. Это связано с широтой церковного живописного канона, который предоставляет определенную свободу тематического выбора для росписи. И тем не менее в росписях стараются соблюдать определенный канонический порядок в размещении духовных сюжетов.
Поскольку в алтаре совершается Таинство Евхаристии, постольку в нём изображается то, что с этим Таинством связано. Первый ряд росписи после ряда «полотенец», начиная снизу, представляет отцов литургистов: Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Великого и с ними других святителей и святых диаконов, как участников в богослужении. Выше – сама Евхаристия: причащение апостолов под двумя видами – хлебом и вином. Ещё выше, над Евхаристией в конхе апсиды помещается фигура Богоматери, сидящей или стоящей (тип Оранты или Одигитрии). Далее, постольку алтарь является местом приношения Бескровной Жертвы, установленной Самим Христом, то вверху, над изображением Божией Матери, часто помещалось изображение Христа. В боковых апсидах изображаются или родители Богоматери – Иоаким и Анна, или предтеча Спасителя Иоанн Креститель.
На стенах, отделяющих алтарь от нефа, могут быть представлены ветхозаветные прообразы Евхаристии: жертвоприношение Авеля, Мелхиседек, приносящий хлеб и вино, Авраам, приносящий в жертву Исаака, гостеприимство Авраама.