Обустройство алтарей православных храмов

Архитектор М.Ю. Кеслер

Алтарь соот​ветствует Святая Святых ветхозаветных скинии и Иерусалимского храма. Алтарь – та часть храма, которая символически изображает рай, место, где по словам святого Германа, патриарха Константинопольского, восседает на престоле с апостолами Хрис​тос. Алтарные врата, которые мы привыкли называть царскими, в древности назывались райскими. Идея алта​ря – рая подчеркивается также различными изображениями рая на дверях.

История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в пе​редней части храма, отгороженной низкой решёткой или ко​лоннами от остального пространства, ставилась, как святыня, каменная гробница (саркофаг) с останками святого мученика. Сегодня также при освящении престола в них закладывается частица мощей святого.

Алтарь, как правило, устраивается на возвышении по отношению к средней части храма на одну или несколько ступеней высотой 0,12– 0,15 м каждая, символизируя этим возвышенность, отделённость алтаря–рая от храма–земли.

Глубина алтаря в малых, домовых храмах и приделах должна составлять не менее 3 м, а в иных храмах не менее 4 м. В центре алтаря должен находиться квадратный престол с размером стороны 1–1,5 м на расстоянии до царских врат не менее 1,3 м. Вокруг престола должен быть оставлен, как правило, круговой обход с расстоянием от престола до Горнего места с запрестольного образом над ним не менее 0,9 м. За Горнем местом в алтарях соборов могут устраиваться круговые обходы.

Святой престол православного храма зна​менует собой престол Пресвятой Трои​цы, Бога-Творца. Святой престол знаменует собою также гроб Господа Иисуса Христа, в котором покоилось Его тело до мо​мента Воскресения и Самого Господа, лежаще​го во гробе. Выполняться престол может, как в древности из камня, но чаще всего их делают на деревянном каркасе и затем боковые поверхности закрывают деревянными резными щитами или металлическими накладками с рельефными священными изображениями.

Четыре стороны престола соответствуют четырём сторонам света, четырём временам года, четырём периодам суток (утро, день, ночь, вечер), четырём сте​пеням области земного бытия (неживая природа, рас​тительный мир, животный мир, человеческий род). Четырёхугольная форма престола означает также Четвероевангелие, содержащее всю полноту учения Спасителя, и то, что все четыре стороны света, все люди, призываются к общению с Богом в Святых Тайнах, ибо Евангелие проповедуется, по словам Спасителя, «по всей вселенной, во свидетельство всем народам». Четыре стороны престола знаменуют также свойства Личности Иисуса Христа: он был Великого Совета Ангел, Жертва за грехи человеческого рода, Царь мира, совершенный человек.

Со всех сторон своего подножия святой престол мо​жет иметь одну, две или три ступени, знаменующие со​бою степени духовного совершенства, необходимые для восхождения к святыне Божественных Тайн.

Престолы православных храмов освящаются во имя какого­либо святого лица или священного события, от​чего получает свое название весь храм и приход. Часто в одном храме бывает несколько престолов и соответ​ственно им несколько приделов, то есть под одной кровлей оказываются как бы собранными несколько храмов. Они освящаются в честь разных лиц или событий, но весь храм в целом обычно получает название от глав​ного, центрального престола.

В середи​не абсиды алтаря против престола сооружается возвы​шение. В кафедральных архиерейских соборах и в некоторых приходских храмах на этом месте стоит кресло для епископа как знамение престола (трона), на кото​ром невидимо восседает Вседержитель. В приходских храмах в полукружии абсиды возвышения и кресла может и не быть, но в любом случае это место являет​ся знамением того небесного престола, на котором не​зримо присутствует Господь, и называется поэтому Гор​нее место. В больших храмах и кафедральных соборах соответственно в алтарной абсиде вокруг Горнего места полукружием расположены скамьи для духовенства, сослужащего епископу.

Прямо перед Горнем местом позади престола помещается обычно се​мисвечник, который в древности был подсвечником для семи свечей, а ныне чаще всего является разветвлён​ным на семь ветвей от одного высокого столпа светиль​ником, в котором находятся семь лампад, возжигаемых при богослужении. По сторонам семисвечника, с северной и южной сторон престола, принято ставить на древках выносную икону Божией Матери (с северной стороны) и Крест с образом Распятия Христова (с южной стороны).

Слева от пре​стола располагается жертвенник, на котором совершает​ся проскомидия. В древности над ним всегда помещали икону Рождества Христова, а на самом жертвеннике ставили Крест с Распятием. Теперь всё чаще над жертвенником поме​щают образ страдающего в терновом венце Иисуса Хри​ста или Христа, несущего крест на Голгофу.

При алтарях храмов вместимостью свыше 300 человек, как правило, устраиваются подсобные помещения (паномарки и ризницы) площадью от 4 до 12 м2. Входы в них организуются из алтаря; при этом установка дверей не обязательна. Ризница, иначе называемая диаконником, находи​лась в древности в правом, южном приделе алтаря. Если ризница находится в отдельном от алтаря помещении, то в таком случае справа от престола все​гда имеется стол, на который кладутся ризы священнослужителей, приготовленные для богослужения.

При отсутствии отдельного помещения паномарки сле​ва от престола помещается умывальник для омовения рук священнослужителей перед литургией, омовения уст и священных сосудов после неё. Освящённая вода должна сливаться в дренажный колодец, который ввиду незначительного количества используемой воды может располагаться непосредственно под полом алтаря. Выполнен он может быть из железобетонных колец или иначе.

С северной стороны апсиды должно быть устроено место, где разжигается кадило. Это, как правило, бывает ниша в стене, от которой проложен вверх в толще стены вытяжной канал сечением 140х140 мм. Сейф для хранения священных сосудов, как правило также замуровывается в толще стены.

Перед престолом, справа от царских врат у южных дверей алтаря, принято ставить кресло для священнослужителя.

Алтарь, как правило, имеет три окна, знаменующих несоздан​ный троический свет Божества, или два раза по три (вверху и внизу), или три вверху и два внизу (в честь двух естеств Господа Иисуса Христа), или четыре (во имя Четвероевангелия). Для включения паникадила во время богослужения в алтаре около северных врат иконостаса устанавливаются выключатели.

Алтарь по причине совершае​мого в нём Таинства Евхаристии как бы повторяет со​бою ту прибранную, устланную, готовую горницу, где состоялась Тайная Вечеря, поэтому и в наши дни он содержится в особенной чистоте, устилается коврами, по возможности всячески благоукрашается.

Содержание росписей и икон алтаря не было постоянным. Это связано с широтой церковного живописного канона, который предоставляет определенную свободу тематического выбора для росписи. И тем не менее в росписях стараются соблюдать определенный канонический порядок в размещении духовных сюжетов.

Поскольку в алтаре совершается Таинство Евхаристии, постольку в нём изображается то, что с этим Таинством связано. Первый ряд росписи после ряда «полотенец», начиная снизу, представляет отцов литургистов: Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Великого и с ними других святителей и святых диаконов, как участников в богослужении. Выше – сама Евхаристия: причащение апостолов под двумя видами – хлебом и вином. Ещё выше, над Евхаристией в конхе апсиды помещается фигура Богоматери, сидящей или стоящей (тип Оранты или Одигитрии). Далее, постольку алтарь является местом приношения Бескровной Жертвы, установленной Самим Христом, то вверху, над изображением Божией Матери, часто помещалось изображение Христа. В боковых апсидах изображаются или родители Богоматери – Иоаким и Анна, или предтеча Спасителя Иоанн Креститель.

На стенах, отделяющих алтарь от нефа, могут быть представ​лены ветхозаветные прообразы Евхаристии: жертвоприношение Авеля, Мелхиседек, приносящий хлеб и вино, Авраам, приносящий в жертву Исаа​ка, гостеприимство Авраама.