Костомаровский Спасский монастырь

Русская Палестина – именно так в России называют Костомаровский Спасский монастырь. Обитель представляет собой целый комплекс пещер, растянувшийся в меловых холмах близ села Костомарово (Подгоренского района, Воронежской области). По одной из версий она основана в VIII – X веках переселенцами из Византии, которые бежали от иконоборческой ереси спасаясь на севере империи. Переплывая Черное и Азовское моря и расселяясь дальше вверх по Дону они несли с собой Свет Христовой Истины древним славянским племенам.

По другой же версии костомаровские пещерные храмы были основаны первыми христианами, слышавшими проповедь о Христе Иисусе из уст самого апостола Андрея Первозванного, которому на проповедь Святого Благовествования по жребию достались “страны полунощные”. Отсюда следует что пещеры возникли уже в I – II веках.

Как бы то ни было и какая какая бы из версий не была верной, но достоверно известно, что уже в средние века здесь процветала подвижническая жизнь иноков.

В XVII – XVIII веках костомаровский пещерный монастырь имел статус скита при Дивногорском мужском монастыре, то есть имел устав более сугубой отшельнической жизни.

Времена гонений на церковь в двадцатом веке не прошли стороной и костомаровскую обитель. Пещерные храмы и затворы были закрыты а иноки разогнаны или репрессированы. О пещерном монастыре попытались стереть даже воспоминания.

Но “зажегши свещу не оставляют под спудом, но ставят на высоцем подсвещнице – да светит всем”. И подобно этой свече из евангельской притчи, не смог Свет Христов быть сокрытым и здесь. С начала девяностых годов двадцатого века идет активное возрождение обители и не только пещерных ее храмов и келий затворников, но и наземных жилых корпусов, хозяйственных зданий и новых церквей.

Сейчас обитель воистину справедливо можно назвать одним из духовных центров православного черноземья. Яркие купола с позолочеными крестами украшают вершины “див” – меловых столпов возвышающихся над входами в пещерные храмы. В обители есть свое подсобное хозяйство, немногочисленное количество сестер-подвижниц трудятся на послушаниях. Главный пещерный храм обители в честь образа Спаса Нерукотворного, вмещает до двух тысяч молящихся. В храме находится почетаемый список с чудотворного образа “Костомаровской” иконы Божией Матери, а так же не менее почитаемая икона “Святого Семейства”, перед которою в годы лихолетий Господь являл дивные чудеса. До революции в этом храме хранилась часть Ризы Пресвятой Богородицы. Во время гонений Риза была сокрыта верующими от поругания и до ныне место ее сокрытия не явлено.

Второй пещерный храм обители в честь преподобного батюшки Серафима Саровского чудотворца. Этот храм начали копать после прославления угодника Божиего в 1903 году, но закончить не успели – началась революция. Так и оставался этот пещерный храм недовершенным… Но дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев!!! – Теперь этот храм полностью завершен и украшен изнутри непередаваемой по своей красоте меловой резьбой. В иконостасе храма лики Господа, Пресвятой Богородицы и святых вырезаны тут же из мела! – Поверьте это стоит увидеть своими глазами. Внутреннее убранство храма просто неописуемой красоты. Сам преподобный батюшка Серафим посещает свой храм и молится со всеми. Свидетели тому маленькие дети, чистые ангелы, которым Господь открывает духовные очи видеть своего угодника. Дети нередко видят в храме молящегося батюшку Серафима, о чем потом и рассказывают.

В обители есть и еще один наземный храм в честь образа Пресвятой Богородицы “Взыскание погибших”. В этом храме сейчас находится чудотворная “Костомаровская” икона Пресвятой Богородицы, которая была перенесена сюда из пещерного Спасского храма.

Нельзя не упомянуть и о пещерных келиях монахов-затворников, которые напоминают нам о великих и славных русских подвижниках, претерпевших лишения и понесших великие труды ради спасения не только своей души, но и духовного укрепления России. Есть в обители и так называемая “Пещера покаяния” к которой стекаются богомольцы в душевном сокрушении о грехах своих. Извилистый коридор пещеры заканчивается небольшой келией, где когда-то в молитвенной тишине священники принимали исповедь. И сейчас каждый желающий может пройти этим путем покаяния, прикоснуться духом к той молитвенной атмосфере, которая наполняла приходивших сюда сотни лет назад.

….Так, все же, почему Русская Палестина? Дело в том, что издавна это место сравнивали с ландшафтом Святой Земли и, действительно, эта местность близ села Костомарово очень напоминает Землю Обетованную. Здесь есть и свой Фавор и гора Голгофа, есть даже Гефсиманский сад.

Сама природа, небо, cолнце на этой земле кажутся какими-то иными, одухотворенными, источающими лучи Благодати Божией на всех, кто приезжает в святую обитель Костомаровскую.

Иванченков Сергей