священномученик Иоанн Кочуров

13 ноября – память священномученика Иоанна Кочурова

31 октября 1917 г. по ст. ст. (13 ноября по н. ст.) в Царском Селе был убит протоиерей Иоанн Кочуров, чья мученическая смерть открыла длинный список новомучеников богоборческого XX века. Он родился 13 июля 1871 г. в одном из сел Данковского уезда Рязанской губернии в благочестивой и многодетной семье сельского священника. Окончив духовное училище, а затем и Рязанскую духовную семинарию, в 1891 г. о. Иоанн поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Получив высшее богословское образование, священник был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию.

священномученик Иоанн Кочуров

Лето 1895 года. После женитьбы Ивана Александровича Кочурова перед отъездом в Америку. Сидят слева направо: Мария Александровна Кочурова, Иван Александрович Кочуров, Александра Васильевна Кочурова (жена И.А. Кочурова, урождённая Чернышёва), Николай Александрович Кочуров. Стоят слева направо: Василий Александрович Кочуров, Дмитрий Александрович Кочуров

Лето 1895 года. После женитьбы Ивана Александровича Кочурова перед отъездом в Америку. Сидят слева направо: Мария Александровна Кочурова, Иван Александрович Кочуров, Александра Васильевна Кочурова (жена И.А. Кочурова, урождённая Чернышёва), Николай Александрович Кочуров. Стоят слева направо: Василий Александрович Кочуров, Дмитрий Александрович Кочуров[/caption]Начало приходского служения о. Иоанна оказалось связано с открытым в 1892 г. Преосвященным епископом Николаем православным приходом г. Чикаго – в 1895 г. он стал настоятелем чикагской церкви св. Владимира. “Православный приход Владимирской Чикагской церкви, – писал о. Иоанн, – состоит из немногих коренных русских выходцев, из галицких и угорских славян, арабов, болгар и аравитян. Большинство прихожан – рабочий народ, снискивающий себе пропитание тяжелым трудом по месту жительства на окраинах города”. Столь своеобразный состав требовал от священника умелого сочетания в его деятельности пастырско-литургического и миссионерско-просветительского элементов. О. Иоанну удалось не только сплотить многонациональный приход, но и присоединить к Православию немало местных жителей. За свои вдохновенные труды в 1903 г. он был награжден орденом святой Анны III степени, а в 1906 г. был возведен в сан протоиерея. 

Отец Иоанн построил собор Пресвятой Троицы в городе Чикаго, где был первым настоятелем. При освящении храма он сослужил будущему Патриарху св.Тихону. Ныне этот собор относится к юрисдикции Американской Православной Церкви. Между тем, храм является историческим памятником Чикаго, пользуясь большой известностью среди православного народа в Америке. В этом соборе до 2004 года, до своего возвращения в Россию, хранилась великая святыня русского народа – Тихвинская икона Пресвятой Богородицы.

В 1907 г., после 12-летнего служения в Америке, о. Иоанн был переведен на служение в Россию, в Санкт-Петербургскую епархию. Он был приписан к клиру Преображенского собора г. Нарвы и стал исполнять обязанности законоучителя нарвских мужской и женской гимназий. На этом поприще о. Иоанн обусловили быстро завоевал авторитет добросовестнейшего практикующего церковного педагога и эрудированного православного проповедника и в 1912 г. был награжден орденом святой Анны II степени, а еще через 4 года заслуги отца Иоанна на ниве духовного просвещения были отмечены орденом святого Владимира IV степени, который давал протоиерею право на получение дворянства.

В ноябре 1916 г. священника назначили на освободившуюся вакансию в Екатерининском соборе Царского Села. Здесь о. Иоанн с первых месяцев своего приходского служения зарекомендовал себя не только как ревностный и благоговейный совершитель службы Божией, но и как красноречивый и эрудированный проповедник, собиравший под своды Екатерининского собора православных христиан со всех концов Царского Села. Через несколько дней после захвата в октябре 1917 г. власти в Петрограде большевиками, чтобы вытеснить из Царского Села находившиеся там казачьи части генерала П.Н.Краснова, к городу двинулись вооруженные отряды красногвардейцев, матросов и солдат, поддержавших большевистский переворот. Утром 30 октября 1917 г., находясь на подступах к Царскому Селу, большевистские отряды стали подвергать город артиллерийскому обстрелу. В Царском Селе, жители которого еще не подозревали о том, что страна оказалась ввергнутой в гражданскую войну, началась паника, многие горожане устремились в Екатерининский собор, надеясь обрести за богослужением молитвенное успокоение и услышать с амвона пастырское увещевание в связи с происходившими событиями. Весь клир Екатерининского собора живо откликнулся на духовное вопрошание своей паствы и после особого молебна о прекращении междоусобной брани, совершенного под сводами до отказа заполненного храма, настоятель собора протоиерей Н.И.Смирнов вместе с другими соборными священниками о. Иоанном и о. Стефаном Фокко приняли решение о совершении в городе Крестного хода с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани.

31 октября, не встретив какого-либо сопротивления, в Царское Село вступили большевистские отряды. Ими был арестован о. Иоанн, его отвели на окраину города, к Федоровскому собору, и после издевательств убили за то, что он якобы, организуя Крестный ход, молился о победе казаков.

Ровно через 5 месяцев после кончины отца Иоанна 31 марта 1918 г., когда количество поименно известных Святейшему Синоду убиенных священнослужителей уже достигло 15 человек, Святейшим Патриархом Тихоном в сослужении 4 архиереев и 10 архимандритов и протоиереев была совершена первая в истории Русской Православной Церкви XX века “заупокойная литургия по новым священномученикам и мученикам”.

ruskline.ru

x

Смотрите также

Божественная литургия в Петропавловской пустыни

В день памяти священномученика Иоанна Кочурова,  пресвитера  Царскосельского, Преосвященнейший епископ Елецкий и Лебедянский Максим возглавил Божественную литургию в Петропавловской Раненбургской пустыни. Владыку встречал и.о. ...